Зоя Чурикова
Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – художественная литература.
Публикация «Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить детей читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка, во вторичную ценность.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
В современном стандарте дошкольного образования сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность тесно связана с литературным и художественным произведением. Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной деятельности, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра.
Цель работы -обоснование использования художественной литературы в развитии театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования — театрализованная деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования – детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что уровень театрализованной деятельности старших дошкольников будет демонстрировать эффективные показатели развития за счет ежедневного ознакомление дошкольников с произведениями литературы, которые вводят ребенка в мир художественных образов и ролей.
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал может быть использован в качестве рекомендаций для проведения занятий по музыкальному воспитанию, в качестве консультаций для родителей, а также может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.
Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы:
- Мы предполагаем, что уровень театрализованной деятельности старших дошкольников будет демонстрировать эффективные показатели развития за счет ежедневного ознакомление дошкольников с произведениями литературы, которые вводят ребенка в мир художественных образов и ролей.
Задачи исследования
1) Изучить и анализировать обзор психолого - педагогической литературы по теме исследования. 2) Изучить особенности организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в частности старшего. 3) Определить роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии детей дошкольного возраста. 4) Определить наиболее эффективные методы и приёмы руководства театрализованной деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем:, что накопленный материал может быть использован в качестве рекомендаций для проведения занятий по музыкальному воспитанию, в качестве консультаций для родителей, а также может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.
По итогам проведения анализа литературы по проблеме исследования были получены следующие основные выводы:
В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1-2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз. Основной задачей по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.
Тем не менее этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Понятие «Театрализованная игра» имеет прямое отношение к понятию «игра-драматизация». Под театрализованной игрой принято понимать игру-представление, в которых в лицах, при использовании различных выразительных средств, таких как интонация, мимика, поза и других, разыгрывается литературное произведение, происходит воссоздание конкретных образов.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового.
Особое место в нашей жизни отведено детской художественной литературе. Она требует особого внимания, так нацелена на детскую целевую аудиторию, которая еще формирует основные понятия о мире. Именно поэтому детская литература должна быть наиболее качественной. При знакомстве с художественной литературой происходит воспитание творческого слушателя, формирование творческих способностей ребенка. Это оказывает влияние на развитие творческого потенциала ребенка.
Дети отличаются образным восприятием действительности, имеют живое воображение. Литература должна развивать детское воображение и делать его более содержательным.
Важно отметить, что процесс творческого освоения литературного произведения происходит в процессе его восприятия. Для дошкольников могут быть применены такой прием, как слушание текста. Это позволяет более внимательно относиться к тексту, вслушиваться в него. В случае коллективного прослушивания произведения группой детей переживания за героев становятся коллективными, так как рядом находятся такие же слушатели. Все это объединяет и возвышает чувства.
Следующий этап нашего исследования – проведение констатирующего эксперимента. Цель, задачи констатирующего эксперимента С целью выявления творческих способностей дошкольников провели педагогический эксперимент, используя методику Т. С. Комаровой. Оценка театрализованной деятельности в старшей группе проводилась на основе наблюдения и анализа.
Для эксперимента были подобраны следующие типы заданий:
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Волк и Коза»»
Цель:Развивать интерес к театрализованной игре, путём активного вовлечения детей в игровые действия, желание попробовать себя в разных ролях.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Колобок»
Цель: изготовить маски, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Творческое задание № 3
Изготовление театра своими руками, с помощью подручных средств.
Цель: Создание детского театра в группе. Основной уклон в рамках задания был сделан на изготовление различных кукол с привлечением родителей и детей, а затем разыгрывание различных театральных постановок.
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 1 и 2.
По результатам выполненного задания в группах получились следующие результаты:
• в экспериментальной группе с высоким уровнем творческих способностей 2 ребенка, что составило 20 %, с среднем уровнем - 5 детей, что составило 50 %, с низким уровнем- 3 ребенка, сто составило 30 %;
• в контрольной группе с высоким уровнем творческих способностей - 2 ребенка, что составило 20%, с среднем уровнем - 6 детей, что составляет 60%,с низким уровнем - 2 ребенка, что составляет 20 %.
Обе группы находятся почти на одинаковом уровне развития, так как расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т. к. очень мало детей и в контрольной и в экспериментальной группах имеют высокий уровень умений и навыков по театральной деятельности и знаний о театральном искусстве.
Основными проблемами у детей является неумение полностью передавать образ персонажа, доступного для понимания другим детям, сложности с заучиванием роли (у детей с низким уровнем театрализованной деятельности) и отсутствие интонационной передачи речи персонажа. Также, у некоторых детей отмечались сложности с пониманием последовательности действий в спектакле.
Формирующая работа На этапе формирующего эксперимента была разработана программа работы по организации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Работу начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу. Прежде чем приступить к практическим занятиям наблюдала за детьми, за игрой друг друга, за тем как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они могут двигаться под музыку, как могут развивать сюжет в играх с игрушками.
Цель формирующего этапа эксперимента: Цель формирующего этапа эксперимента - экспериментально выявить возможность улучшения формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков (общения) со сверстниками используя специально подобранные театрализованные игры
Формирующий эксперимент содержал:
В качестве развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста нами было выбрано следующее направление:
1. Чтение вслух литературных произведений
2. Обсуждение с детьми наиболее понравившихся или не понравившихся персонажей,
3. Определение характера персонажей
4. Проигрывание характера персонажа при помощи интонаций
5. Проигрывание по ролям произведения
6. Подготовка декораций на занятиях по ИЗО-деятельности
7. Рисунки сцен из книги
8. Постановка спектакля
Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражены в диаграммах.
По результатам формирующего этапа эксперимента было проведено контрольное исследования для доказательства или опровержения гипотезы выдвинутой ранее.
В контрольном этапе эксперимента мы провели те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.
Контрольный эксперимент показал следующие результаты:
• В контрольной группе 6 детей (60 %)- имеют средний уровень,2 ребенка (20 процентов) - высокий уровень и 2 ребенка (20 процентов)- низкий уровень;
• В экспериментальной группе 5 детей (50 процентов) имели высокий уровень и 5 детей (50 процента) - средний. Дети с низким уровнем отсутствуют.
Таким образом, сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень умений и навыков по театрализованной деятельности. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 2 раза. (В экспериментальной группе по завершению исследования уже 5 детей имели высокий уровень развития, а вначале было 2 ребёнка). Средний уровень остался таким же, как и был, это объясняется тем, что возросло количество детей с высоким уровнем, а детей с низким уровнем не стало вообще
По итогам проведения работы, цель исследования была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана