Ирина Калачева
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Калачева Ирина Викторовна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №102 г СПб
Публикация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку возможность домыслить, "пофантазировать". Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
В настоящее время, актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Родители не считают нужным читать своим детям, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, телефон, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения.
В связи с этим встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, роль педагога объяснить родителям и заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Следует выделить одной из важных задач, сформировать устойчивый интерес к книге, расширить кругозор детей, сформировать нравственное отношение к окружающему миру. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В работе с детьми особое значение имеет - обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков заклички, прибаутки, потешки, пестушки, загадки, сказки и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциональный мир, поэтому особенно важно донести до родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много нового о жизни общества, о природе. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Не стоит забывать, что художественная литература является основным источником воспитания нравственности, помогает ребенку понять мир взрослых взаимоотношений, прививает любовь к Родине, развивает воображение, речь, творческие способности, несёт радость, эмоциональный и творческий подъём, становится неотъемлемой частью русского литературного языка.