Марина Емельянова
Формирование словаря детей младшего возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Слайд 1
Уважаемые председатели и члены комиссии, Вашему вниманию предлагается бакалаврская работа на тему: Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых».
Слайд 2
Публикация «Формирование словаря детей младшего возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых» размещена в разделах
Актуальность темы обусловлена тем, что Ознакомление с трудом взрослых является одним из эффективных путей формирования словаря и средством социализации личности ребенка. В младшем возрасте дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда. Дети знакомятся с трудом взрослых и активно начинают усваивать представления о работе, ее организации, получают разъяснения по поводу проделываемой работы.
Слайд 3
Цель, объект, предмет, гипотеза и база исследования представлены на слайде 3.
Цель исследования: Выявить особенности словаря детей младшего дошкольного возраста и разработать систему занятий по ознакомлению с трудом взрослых.
Объект исследования: Процесс формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста в труде взрослых.
Предмет исследования: Ознакомление с трудом взрослых детей младшего возраста с целью развития словаря.
Гипотеза: Мы предположили, что ознакомление с трудом взрослых является эффективным средством формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Слайд 4
Задачи данного исследования:
1. Изучить проблему формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых
2. Выявить уровень развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых и апробировать ее в условиях детского сада.
4. Определить уровень словарного запаса детей младшего дошкольного возраста после проведённой работы.
Слайд 5
Основные методы и база исследования представлены на слайде 5.
Слайд 6
Экспериментальное изучение проблемы осуществлялось в процессе педагогического эксперимента, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольные этапы.
Цели каждого этапа представлены на слайде 6.
Слайд 7
Программа опытно-экспериментального исследования представлена на слайде 7 и включала: диагностические задания для детей младшего дошкольного возраста для выявления уровня владения речевыми навыками и сформированности словаря (Методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками» и методика А. М. Бородич).
Обследование было проведено с детьми младшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для проведения исследования было сформировано две группы по 10 человек: экспериментальная и контрольная. С экспериментальной группой на формирующем этапе проведена система занятий по развитию словаря в процессе ознакомления с трудом взрослых. С контрольной группой данная работа не проводилась.
Слайд 8
Обобщенные результаты констатирующего этапа в экспериментальной и контрольной группах представлены на слайде 8.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности словаря детей обеих групп примерно одинаковый. Дети контрольной и экспериментальной групп знают и правильно называют слова, обозначающие предметы и выраженные именами существительными. Не все дети могут пользоваться прилагательными, обозначающими признаки и качества предмета. Трудности определились в подборе антонимов, в назывании действий людей различных профессий.
20% детей в контрольной группе имели низкий уровень сформированности словаря, 50% – средний уровень, 30% высокий уровень сформированности словаря. В экспериментальной группе 10% детей имели высокий уровень сформированности словаря; 60% - средний уровень и 30% - низкий уровень сформированности словаря.
Слайд 9-10
Исходя из результатов констатирующего эксперимента и в соответствии с выдвинутой нами гипотезой, была проведена системы занятий по развитию словаря детей в процессе ознакомления с трудом взрослых.
На слайдах 9-10 представлен план работы по ознакомлению с трудом взрослых во II младшей группе. Была разработана и проведена система НОД по развитию словаря детей в процессе ознакомления с трудом взрослых. Апробация этой системы предусматривала подбор дидактического материала. В группе были созданы дидактические материалы по сопровождению трудовой деятельности и занятиями с детьми.
Слайд 11
Знакомить дошкольников с новыми словами можно в процессе
-Наблюдения
-Чтение художественной литературы и потешек
-Рассматривание картин и иллюстраций
-Дидактические и пальчиковые игры
-Самостоятельные игры
Слайд 13-14
С целью проверки эффективности разработанной нами системы работы была проведена повторная диагностика по тем же методикам, которые были использованы на констатирующем этапе исследования.
Обобщенные результаты представлены на слайдах 13-14.
У детей экспериментальной группы после проведенной работы по формированию словаря в процессе ознакомления с трудом взрослых повысился уровень развития словаря : у 20% детей выявлен высокий уровень, у 70% детей - средний уровень и у 10% детей - низкий уровень сформированности словаря.
В процессе систематической работы дети экспериментальной группы познакомились с разными профессиями, у детей сформировались знания и представления о профессиональной деятельности взрослых. Речь детей значительно обогатилась существительными, глаголами и прилагательными, у детей повысилась речевая активность, дети стали более уверенными на занятиях.
Проанализировав данные контрольного этапа эксперимента, можно сказать, что полученные результаты исследования могут служить основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что ознакомление с трудом взрослых является эффективным средством формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Слайд 13
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, все задачи решены.
Спасибо за внимание! Готова ответить на вопросы