Анна Банникова
Характеристика диагностической программы для детей с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире
▼ Скачать + Заказать документы
Цель диагностической программы – выявление уровня сформированности представлений об окружающем мире детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: «Овощи, фрукты, ягоды», «Деревья, кустарники», «Цветы», «Чьи плоды», «Аквариум». Ее сводная характеристика представлена в таблице № 1.
Таблица № 1
Характеристика диагностической программы исследования.
№ Название методики Цель методики
Публикация «Характеристика диагностической программы для детей с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
1 «Овощи, фрукты, ягоды» (Н. Е. Веракса) выявление сформированности представлений детей с ЗПР об овощах, фруктах, ягодах, умении обобщать, классифицировать и систематизировать знания о данных предметах
2 «Деревья, кустарники»
(Н. Е. Веракса)
выявление сформированности представлений детей с ЗПР о деревьях, кустарниках, умении обобщать, классифицировать и систематизировать знания о данных предметах.
3 «Цветы» (Н. Е. Веракса) выявление сформированности представлений детей с ЗПР о цветах, месте произрастания, условиях для роста растений, умении аргументировать свои высказывания.
4 «Чьи плоды»
(Е. Л. Гончарова) выявление сформированности представлений детей с ЗПР о плодах, деревьях, кустарниках, цветов, умении аргументировать свои высказывания.
5 «Аквариум»
(Е. Л. Гончарова)
выявление сформированности представлений детей с ЗПР об аквариумных рыбках, среде их обитания, умения выполнять аппликационные работы.
Рассмотри эти методике подробнее.
Диагностическое задание № 1. «Овощи, фрукты, ягоды»
(Н. Е. Веракса)
Цель: выявить сформированность представлений детей с ЗПР об овощах, фруктах, ягодах, умение обобщать, классифицировать и систематизировать знания о данных предметах.
Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.
Ход обследования. Экспериментатор предлагает рассмотреть предъявляемые картинки и ответить на вопросы.
1. Рассмотри картинки. Что на них изображено?
2. Как можно назвать их одним словом?
3. Где растут овощи (фрукты, ягоды - лесные, садовые).
Оценка действий ребенка: принятие и понимание предъявляемого задания, умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.
Оценка в баллах:
3 балла – называет и показывает 5 - 6 овощей, (фруктов, ягод, классифицирует, аргументирует свои высказывания;
2 балла – показывает 3 - 4 овоща, (фрукта, ягоды) и имеет представление о месте произрастания;
1балл – показывает 1 - 2 овоща, (фрукта, ягоды, не может классифицировать по месту произрастания;
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Диагностическое задание № 2. «Деревья, кустарники»
(Н. Е. Веракса)
Цель: выявить сформированность представлений детей с ЗПР о деревьях, кустарниках, умение обобщать, классифицировать и систематизировать знания о данных предметах.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, кустарников.
Ход обследования. Экспериментатор предлагает рассмотреть предъявляемые картинки и ответить на вопросы.
Посмотри на картинки. Что на них изображено?
1. Назови деревья, какие знаешь?
2. Покажи ель, березу, тополь, сосну, яблоню, рябину.
3. Покажи и назови хвойные деревья.
4. Покажи и назови кустарники.
5. Чем отличается кустарник от дерева?
Оценка действий ребенка: принятие и понимание предъявляемого задания, умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.
Оценка в баллах:
3 балла – называет и показывает 5 - 6 деревьев, знает хвойные и лиственные, отличает их от кустарников. Знает 3 - 4 кустарника;
2 балла – показывает 3 - 4 дерева, показывает кустарники, затрудняется в названиях деревьев и кустарников, отличает хвойные растения;
1балл – показывает 1 - 2 дерева, отличает хвойные от лиственных, аргументировать не может. Названий кустарников не знает;
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Диагностическое задание № 3. «Цветы» (Н. Е. Веракса)
Цель: выявить сформированность представлений детей с ЗПР о цветах, месте произрастания, условиях для роста растений, умении аргументировать свои высказывания.
Оборудование: картинки с изображением цветов.
Ход обследования. Экспериментатор предлагает рассмотреть предъявляемые картинки и ответить на вопросы.
Посмотри на картинки. Что на них изображено?
1. Какие цветы знаешь. Назови.
2. Покажи тюльпан, розу, фиалку, колокольчик, плющ, одуванчик.
3. Выбери садовые, комнатные.
4. Что нужно для роста растений? Какие условия?
Оценка действий ребенка: принятие и понимание предъявляемого задания, умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.
Оценка в баллах:
3 балла – называет и показывает 5 - 6 цветов, знает садовые, комнатные цветы, отличает их от лесных. Знает условия, нужные для роста растений;
2 балла – показывает 3 - 4 цветка, показывает садовые, затрудняется в названиях цветов;
1балл – показывает 1 - 2 цветка, названий цветов не знает;
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Диагностическое задание № 4. «Чьи плоды?» (Е. Л. Гончарова)
Цель: выявить сформированность представлений детей с ЗПР о плодах, деревьях, кустарниках, цветов, умении аргументировать свои высказывания.
Оборудование: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка).
Ход обследования. Экспериментатор предлагает рассмотреть предъявляемые картинки и ответить на вопросы.
1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.
Посмотри на картинки. Что на них изображено?
Вопросы:
- Назови, какие деревья ты узнал.
- Найди на картинках плод каждого дерева.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание предъявляемого задания, умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.
Оценка в баллах:
3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения;
2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений;
1 балл - называет правильно 1 - 2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления;
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.
Задания:
На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)
Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы:
- Как называются эти растения?
- Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)
- Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые.)
- Береза это. (дерево).
Оценка действий ребенка: принятие и понимание предъявляемого задания, умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.
Оценка в баллах:
3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые».
2 балла — ребенок называет правильно 2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза - это дерево.
1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения)
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Диагностическое задание № 5. «Аквариум» (Е. Л. Гончарова)
Цель: выявить сформированность представлений детей с ЗПР об аквариумных рыбках, среде их обитания, умения выполнять аппликационные работы.
Оборудование: картон, цветная бумага, карандаши, клей, шаблоны.
Ход обследования. Экспериментатор предлагает выполнить аппликационную работу по заданной теме на основе образов памяти.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание предъявляемого задания, умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.
Оценка в баллах:
3 балла — делает все самостоятельно;
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью ко взрослому;
1 балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями;
0 баллов – отказ от задания, либо не знает содержание работы.
Суммарная бальная оценка соответствует следующим уровням:
26 – 365 баллов – «Высокий» (III);
13 – 25 баллов – «Средний» (II);
0 – 12 баллов – «Низкий» (I).
Характеристика уровней
Высокий уровень (III) - ребенок понимает поставленную перед ним задачу, быстро устанавливает идентичность предметов, действия целенаправленны, уверенно называет и показывает представителей живой природы, классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает среду обитания животных и растений.
Средний уровень (II) ребенок понимает поставленную перед ним задачу после дополнительного объяснения взрослого, на установление идентичности предметов требуется время, ребенок неуверенно выполняет задание, знает некоторых представителей живой природы, затрудняется в классификации, имеет представление о среде обитания.
Низкий уровень (I) ребенок понимает поставленную перед ним задачу после дополнительного объяснения взрослого, взрослый помогает установить идентичность предметов, ребенок выполняет задания после показа взрослого, находит на картинке и показывает некоторых представителей живой природы, не имеет представления о среде обитания, не классифицирует.