Наталья Николаевна Фролова
Формирование у дошкольников представлений об опасных ситуациях в окружающем мире природы и способах поведения в них
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников представлений об опасных ситуациях в окружающем мире природы и способах поведения в них
Тема: Формирование представлений у дошкольников представлений об опасных для человека и окружающего мира природы, ситуациях и способах поведения в них
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него. Овладеть элементарными навыками поведения в природе, развить самостоятельность и ответственность у дошкольников, сформировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщить к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения - задачи, которые мы решаем с помощью различных форм и методов работы с детьми.
Данная консультация посвящена решению одной из задач образовательной области «Безопасность».
Чтобы правильно и грамотно решать данную задачу необходимо:
1. Знать содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности
2. Знать и использовать различные формы организации деятельности с детьми, родителями, социальными партнерами
3. Должно быть перспективное планирование
4. Должен быть необходимый дидактический наглядный материал
5. Необходимо методическое обеспечение: программы, методички и др.
Работа по формированию представлений у дошкольников представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях ведется через :
• непосредственную образовательную деятельность;
• совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения).
• самостоятельную деятельность (игры).
При планировании психолого-педагогической работы с дошкольниками такие формы работы с детьми как :
• целевые прогулки и экскурсии;
• туристические походы;
• элементарная поисковая деятельность детей;
• проектная деятельность;
Одной из интересных форм работы с детьми, является организация туристических походов. Туризм - это метод познания края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретение трудовых навыков.
Лучший итог любой туристической прогулки - радость ребят и их вопросы: «А когда мы еще пойдем?».
После туристического похода можно организовать социальные акции, например,
- «За чистоту родника!»
- «За чистоту парка, участка!»
- «Живи, родник, живи!»
- «Берегите лес – богатство нашей родины!» и др.
Для того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме можно предложить издать листовку - обращение к жителям с просьбой беречь наши водные источники. Они с увлечением работали над текстом листовки, предлагали разнообразный дизайн. В результате кропотливой работы родился текст листовки, в которой дети обращались к жителям села с просьбой бережно относиться к окружающей среде. Затем экологический патруль может раздавать листовки, дети на прямую обращались к взрослым, тем самым, привлекая внимание к ухудшению экологического состояния водоемов. Так можно создать плакат «Живи, родник, живи!», которая была реализована в совместной деятельности. Дети и родители, при активной помощи воспитателя, включившись в творческий процесс, проявили фантазию и мастерство. Наш плакат был размещен в самом многолюдном месте нашего села.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Экологические проекты для детей увлекательная игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы».
Можно реализовывать проекты:
- «Лекарственные растения нашего края»;
- «Вода – источник жизни»;
- «Грибы наших лесов»;
- «Парк нашего детского сада» и др.
Все экологические проекты должны быть объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга. Она может включать экологические праздники – наиболее действенное средство воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Они будят в его душе интерес к окружающему, воспитывают любовь к природе родного края.
На экологических праздниках затрагивается и тема загрязнения окружающей среды :
- «День Земли»;
- «Праздник березки»;
- «Бал цветов»;
- «День птиц» и др.
Семья играет важную роль в формировании основ безопасности и здорового образа жизни. Цель нашей работы с родителями - объяснить проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Для вовлечения родителей в образовательный процесс мы используем различные формы и методы работы :
• семинары-практикумы;
• участие в непосредственно-образовательной деятельности;
• совместные экскурсии;
• участие в туристических походах;
• участие в подготовке и проведении акций;
• подготовка экологических праздников и развлечений и непосредственное участие;
• изготовление дидактических пособий;
• участие в проектной деятельности;
• организация предметно-развивающей среды.
Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в воспитании основ безопасности жизнедеятельности детей.
Формирование основ безопасности невозможно без интеграции различных образовательных областей: познание, социализация, физическая культура, здоровье, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Организовывая режимные моменты мы можем привлекать структуры: краеведческий музей, центральную районную библиотеку, ВДПО, ГИБДД, данные службы оказывают нам помощь в проведении различных мероприятий, в том числе и информационную.
Решение задач образовательной области «Безопасность» позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту. Ведь от этого зависит и наша безопасность и наше здоровье.
В качестве рекомендаций можно предложить таблицу, составленную на основе программы Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
В таблице указано 4 раздела:
1 раздел: ребенок и другие люди,
2 раздел: ребенок дома,
3 раздел: ребенок и природа,
4 раздел: здоровье ребенка, ребенок на улице.
Далее указаны режимные моменты: объяснение, беседы, игры, чтение худ. литературы. Затем содержание работы работы с детьми в совместной деятельность, затем содержание самостоятельной деятельности детей и работа с родителями.