Надежда Серёдкина
Публикация «Формирование у детей представлений о растительном мире родного края посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Серёдкина Надежда Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 10»
«Формирование у детей представлений о растительном мире родного края посредством использования проектной деятельности»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основами нравственного воспитания.
Публикация «Публикация „Формирование у детей представлений о растительном мире родного края посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами.
Среди основных принципов, заложенных в современных федеральных государственных образовательных стандартах можно выделить:
- реализация программы в формах специфичных для детей данной возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.
Одной из технологий, поддерживающей данный принцип я считаю метод проекта.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей над познавательными проектами способствуют формированию сплочённости, содружеству между детьми, заинтересованному взаимодействию взрослых.
В нашем детском саду проект как форма работы с детьми используется как итоговое мероприятие тематической недели.
Примером такой работы является творческо-исследовательская деятельность – детско-взрослый проект «Сосна и её соседи».
Целью данного проекта является - создание книги с участием детей, где взрослый выступает не только как организатор, но участник такой деятельности.
Были поставлены следующие задачи:
•Содействовать расширению представлений детей о мире тайги через эмоционально-положительное отношение к изучению природы сибирского края.
•Организация работы с семьей в подготовке методического продукта проектной деятельности.
Приступая к работе по проекту, мы с детьми определили объект исследования. Этим объектом стало сибирское дерево – сосна обыкновенная, а субъектом - соседи, которые с ней рядом живут и растут.
Почему именно сосна? Для того, что бы ответить на этот вопрос дети вместе с родителями обратились к данным по породному составу лесного фонда Сибири. Оказалось, что сосна – самое распространённое дерево. Оно занимает 40% от всего лесного массива нашего региона.
Почему именно дерево, а не кустарник или травянистое растение? Да потому, что деревья - прекрасный объект для наблюдения, они имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере их жизни могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими животными организмами.
Продуктом нашей совместной деятельности стала книга о жизни сосны.
Работа над проектом осуществлялась в три этапа.
На подготовительном этапе мы подобрали литературу художественного и познавательного характера. Разработали и изготовили дидактические игры: например такие: «Лесное кафе», «Детеныши потерялись». Была изготовлена мини – книга «Берегите эти растения».
Поставили перед детьми цель: оборудовать книгу о сосне и ее соседях.
Вместе с ними обсудили, как будет выглядеть книга.
Одновременно велась работа с семьей. Она проводилась в форме : домашних заданий по сбору материала к проекту.
На втором этапе, были определены методы работы с детьми. Были использованы такие, как: поиск познавательной информации о сосне, использование зарисовок данного дерева.
Полученная информация оформлялась в эскизы страницы для книги.
Каждый день перед детьми ставилась проблемная ситуация, которую они должны были решить.
В работе с детьми использовались так называемые карточки с изображением символов, которые помогали найти ответы на поставленные вопросы. Так: перед детьми была поставлена проблема: найти соседей сосны. Дети при помощи карточек выбирали метод исследования, например, карточку с символом участка леса, который обозначает наблюдение за сосной.
Эти наблюдения мы проводили на прогулках
По итогам наблюдений сделали вывод, что соседями сосны являются деревья и кустарники, цветы и травы, птицы и насекомые.
Прогулки проводились не только на территории детского сада, но и за ее пределами. Так мы с детьми совершали экскурсии на городское озеро, берег реки Ангары. Здесь с детьми проводились исследования: изучались хвоя и листья, кора, ветки и другие части дерева, а также почва под деревьями, её обитатели - дождевые черви.
В результате проведения такой опытно-исследовательской работы дети смогли сделать следующие умозаключения:
• Сколько лет сосне? (считали кольца на спиле дерева).
• Что нужно нашему дереву? (солнце, вода, воздух, ветер).
• Где сосне плохо жить? (в тени, в тесном соседстве с другими хвойными деревьями)
В результате проведенных наблюдений, дети пришли к выводу:
- надо соблюдать правила поведения в лесу;
- проявлять уважение и осторожность в общении с растениями;
- выяснили, что сосна дружит с ягодами: черникой, брусникой, кустарниками –рододендроном (багульником, грибами - рыжиками, боровиками (белым грибом).
Познавательно-исследовательская деятельность проходила в интеграции с продуктивной деятельностью : рисованием, лепкой, аппликацией, с чтением художественной литературы, а также коммуникативной: сочинением сказок, рассказов, реклам. Например, дети учились составлять небольшие рассказы- рекламы о сосне, где они восхваляли дерево и в конце выражали свои пожелания бережного отношения к нему. В ходе такой работы у детей обогащался словарь при помощи подбора существительных и прилагательных: красавица, принцесса, зеленоглазая.
Дети также участвовали в трудовой деятельности. На экологической тропе были проведены акции: «Мы посадим деревце своё», «Трудовой десант» Целью таких акций было: формирование доброго, заботливого отношения к растениям.
Когда информация была собрана, мы перешли к изготовлению самой книги.
Из приготовленных эскизов страниц я создала проблемную ситуацию: как из них создать книгу?
Для этого в группе приготовила для детей выставку книг : повсюду (на полках, столах, подоконниках, стульчиках) поставила книги. Они были большие и совсем маленькие, с картинками и без них.
Детям было дано задание - ответить на вопрос: из каких частей состоит книга? После того, как они пришли к выводу, что у книги есть обложка, путеводитель по страницам и последовательное их расположение мы приступили к ее изготовлению.
Книга получилась объемная, красочная, а главное с полезной информацией для детей.
А главными помощниками в создании книги были родители воспитанников. Это они перевоплощались вместе с детьми в писателей, сочиняя рассказы, сказки. Это они были иллюстраторами, разрабатывая дизайн страниц.
В оснащении территории детского сада: родители воспитанников стали настоящими лесничими, которые приняли активное участие в акции: «Посадим деревце вместе».
Благодаря такой совместной работе над проектом у детей расширились представления о растительном мире тайги, сформировались обобщенные понятия о жизни растений, заложены основы личностной культуры в воспитании у детей бережного отношения к природе, что так необходимо для их обучения в школе.
Продукт тематической недели: познавательная книга «Сосна и ее соседи» явился методическим пособием для ознакомления воспитанников с растительным миром Сибири.
Библиографический список
1. Горбунова, В. А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях : Учеб. пособие/ В. П. Горбунова. Л. А. Мишарина. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1999.
2. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. https://mpc-murmansk.ru/img/all/75_sbornik_01.pdf
3. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Педагогическая технология проектирования в управлении образовательным процессом: Методическое пособие к курсам повышения квалификации руководителей ДОУ / Сост. : Зайцева Даниленко, О. Ю., Маркина Ю. Д. – Иркутск, 2007.
5. Сафонова О. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 2007, № 1, 7, 8.
6. Шерстобитова И. В. Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении https://ped-kopilka.ru