Анна Сучкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Вода в окружающем мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 46 «Ромашка» с. Крученая Балка Сальского района
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности детей (5-6 лет)
Воспитатель: Сучкова Анна Викторовна
2014г
Тема: «Вода в окружающем мире».
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „Вода в окружающем мире“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Цель: Обучать детей способу интеллектуальной деятельности- дискурсивному мышлению.
Задачи: 1. Формировать у детей представление о значении воды для нашей планеты и её населения.
2. Уточнить и обобщить представления детей о водных ресурсах Земли через работу с географическими картами.
3. Воспитывать чувство ответственности за сохранение природных богатств своей Родины.
4. Развивать интерес дошкольников к способу рассуждения через сомнение.
Словарная работа: гидростанция, ученый-химик, мировой океан.
Материал к занятию: географические карты, глобус, портрет Д. И. Менделеева, рисунки детей, картинки и игровое поле к дидактической игре, вещества в коробках: глина, песок, почва, вода, молоко, кусочек металла, уголь, мед, смола, мел, соль.
Предшествующая работа: беседа с детьми: о значении воды, о разных ее состояниях, о пользе и вреде воды. Работа с географическими картами; рисование на тему: «Для чего нужна вода на планете».
Методы и приемы: работа у карты, эксперимент с глобусом, беседа о вреде и о пользе воды, использование художественного слова, дидактическая игра.
Ход образовательной деятельности:
На столе лежат: глина, песок, земля, вода, молоко, кусочек металла, уголь, мед. Смола, мел, соль.
В: Ребята, что лежит у меня на столе?
Д: Разные вещества.
В: Как наука химия говорит «из чего все это?»
Д: Химия говорит, что все это состоит из различных элементов веществ.
В: А какой ученый- химик нашел закон по которому все элементы «встали по порядку!»
Д: Д. И. Менделеев.
В: А вот всегда ли люди знали, из чего состоит все на свете?
Д: Нет.
В: Дорогие друзья, сегодня я приглашаю вас на научно исследовательском судне «Искатель» отправиться в плаванье и найти ответ на вопрос «из чего состоит все на свете?»
• Карлсон, а ты с нами поплывешь? Ребята он тоже с нами поплывет. Мои юные исследователи, отправляемся в путь. Наш корабль подплывает к острову "Юного искателя". Давайте сойдем на берег.
Так на какой вопрос мы решили найти ответ?
Д: Из чего состоит все на свете.
В: Давайте присядем и я расскажу вам, как один ученый древних времен, который жил очень давно, в то время, когда не было ни вашей мамы, ни папы, ни дедушки, ни прадедушки, и даже Пушкин ещё не родился, ответил на вопрос. Из чего же произошло и из чего состоит все на свете. А ответ скрыт в загадке.
На свете нет ее сильнее
На свете нет её буйнее
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
(Вода)
А кто- ни будь ещё знает загадки о воде?
(дети загадывают загадки)
В: Да это вода. Ученый сказал: «вода бежит ручьями, разливается реками и морями, льется на землю дождями. Значит-говорит ученый — сначала была вода. Из нее получилось все остальное.
В: Вы согласны, что ручьи потекли?
Д: Да.
В: Согласны с тем, что все произошло из воды?
Д: Нет.
В: Давайте подумаем если не все то, что же из воды произошло и состоит?
Как сказал учёный? Сначала была вода, из нее — то и получилось все остальное. Значит он высказал такое предположение. А вот, почему такое предположение возникло. Я вам сейчас расскажу.
Если быстро раскрутить глобус, покажется будто он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше чем желтой, зеленой и коричневой.
Давайте проверим, так ли видно на нашем глобусе.
(работа с глобусом)
В: Голубой краской на глобусе изображена вода -все моря и океаны нашей планеты. Она занимает в два раза больше места, чем суша. Глубоки моря и океаны! Даже высокая гора и та скрылась бы в их соленой пучине. Если бы самое глубокое место Тихого океана, в Мариинскую падину, можно было опускаться в кабине обыкновенного лифта, пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов! Вот какая глубина!
В: Карлсон, что ты говоришь? Он спрашивает сколько же тогда воды в океане, во всех океанах и морях вместе?
В: Карлсон, вот если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус. И все океаны, моря, озера и реки разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9 метровым слоем воды. Это выше нашего д/сада. А сколько океанов на нашей планете?
Д: 4
В: Да на карте обозначено четыре океана. Но когда корабль плывет вокруг Земли пассажирам ни за что не заметить, где кончается один и начинается другой: вода и вода. А он и есть один единственный огромный всемирный или Мировой океан. Разделили же его на четыре океана для того, чтобы было удобнее называть и говорить о них. А как называются эти океана?
К: Я знаю как называется один океан- «Шумный»
В: А вы, ребята, знаете такой океан?
Д: Нет.
В: Давайте назовем и покажем океаны.
(дети работают у карты)
В: Океанов всего четыре, а морей куда больше- 30, но и они если разобраться все тот же Мировой океан. Потому что у любого из них можно по водным путям попасть в океан, а из океана в какое хочешь море. А какие моря вы знаете? А показать на карте сможете? (показывают)
В: А какие реки России вы знаете? Давайте найдем их на карте.
В: А в нашем селе есть река? Как она называется?
Д: Средний Егорлык
(показывают)
Физминутка
Из недр земли забил родник
Ручьем хрустальным ставший в миг
Спешат ручьи, вперед бегут.
И вот рекой уже текут
Река течет ни как — ни будь,
А прямо к морю держит путь.
и море как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну а потом их примет сам
Необразимый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
Океаны, моря, бесчисленные озера и реки.
К: А не много ли на свете воды?
В: Ну, юные исследователи, сможете объяснить Карлсону зачем на планете столько воды.
(Объяснение детей, показ детских рисунков)
1 реб: Карлсон, нет. Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой Океан — это что — то вроде гигантского котла центрального отопления Земли: Солнце все лето греет воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает все тепло Земле. Чем не отопление? Без него на Земле наступят жестокие морозы и погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля.
2 реб. : Мировой океан- поит землю. Воду пьют все на свете поля и леса. Без нее не могут ни звери, ни птицы, ни люди.
3 реб. : Вода не только всех поит, но и кормит.
4 реб. : Вода работает на электростанциях, вырабатывает электрический ток.
5 реб. : И моет всех вода. Умываются люди и умываются машины, принимают душ города и дороги.
6 реб. : А еще вода самая широкая и удобная дорога, да к тому, же и бесплатная, ведь ее никто не делал. По бесчисленным рекам, по океанам и морям днем и ночью плывут суда, везут тяжелые грузы и пассажиров.
В: Да, без воды ни замесить тесто для хлеба, ни приготовить бетон для стройки, ни сделать ни бумаги для книжек и тетрадок, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты - ничего ни сделать без воды. Все живые существа-растения, животные, да и сам человек в основном состоит из воды.
Человек, запомни на всегда:
Символ жизни на Земле — вода!
Экономь ее и береги-
Мы ведь на земле не одни!
Дидактическая игра «Вода- не вода»
Дидактическая задача: Учить детей группировать картинки по определенным признакам (по отношению к воде, находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речь. Воспитывать наблюдательность, желание играть со сверстниками.
Игровые правила: Разделиться на три команды. По сигналу воспитателя быстро отбирать нужные для каждой команды картинки и выкладывать их на круге с цветными секторами в следующем порядке: на синий сектор - картинки обозначающие воду; на зеленый сектор не вода, но имеет к ней непосредственное отношение; на красный сектор не вода и не имеет к ней отношение.
Игровые действия: Поиск нужных картинок и выкладывание их на круге по цветным секторам; соревнование.
Оборудование игры: Круг с цветными секторами (красный, зеленый, синий) диаметром 100 см. Предметные картинки разного содержания в кол. 30 шт. Цветные наклейки для команд.
В: Ребята, наше время пребывания на острове заканчивается. Наш корабль возвращается назад в д\с. Отправляемся в путь.
В: Вот мы снова у себя дома.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не на питься!
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить!
В: Давайте присядем и подумаем — вода это хорошо или плохо?
Д: Ответы детей.
В: Ну что мои юные исследователи мы сегодня много говорили о воде. А на какой вопрос мы хотели найти ответ.
Д: Из чего состоит все на свете?
В: А как сказал один мудрец?
Д: Что все произошло из воды.
В: А вы согласны с этим мудрецом?
Д: Ответы детей
В:А что из воды получается?
Д: Пар, снег, лед.
В: Правильно, а все остальное — Земля, деревья, собака, люди, дома, металл, тоже из обыкновенной воды? Ученый утверждал именно это, вы согласны с ним!
Д: Ответы детей
В: А если огонь. так от воды и погаснет! Так, согласны или не согласны!
В: Ты считаешь что прав ученый, а ты считаешь что не прав? Ученые тоже думали по-разному. А вообще-то вы хотите узнать как думали другие ученые! А вот другой ученый рассуждал по-другому. «Если все родилось из воды, то. не было бы огня: Ведь вода гасит огонь!Если вода гасит огонь, значит огонь появился раньше, чем вода!»- так рассуждал другой ученый! Но об этом мы поговорим в другой раз. А у Карлсона для вас есть подарки за интересное путешествие в которое вы взяли его с собой. А сейчас мы с вами пойдем на улицу и по наблюдаем есть ли вода на улице и каком она состоянии.