Папки-передвижки

Детская игра как доступное средство получения информации дошкольником об окружающем мире

ЕЛЕНА КОРОЖНЕВА
Детская игра как доступное средство получения информации дошкольником об окружающем мире
▼ Скачать + Заказать документы

Корожнева Елена Аркадьевна,

Воспитатель,

МБДОУ № 90 г. Мурманск

Детская игра как доступное средство получения информации дошкольником об окружающем мире.

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире. Этому служит детская игра. В дошкольном возрасте наиболее успешным приемом работы по ознакомлению с окружающим миром является дидактическая игра :

Публикация «Детская игра как доступное средство получения информации дошкольником об окружающем мире» размещена в разделах

- Сочетает игровую и образовательную задачи.

- Определяет уровень знаний детей, соответствующий их возрасту.

- Дидактическая игра интересна детям, т. к. ведущая деятельность - игровая.

А. В. Запорожец в своих исследованиях доказывал: ребенок дошкольного возраста способен разумно и последовательно рассуждать, делать выводы, если он опирается на достаточный опыт действий с предметами. Обобщенный опыт действий с предметами, подчеркивал ученый, составляет основу и для усвоения детьми значений слов: речь приобретает планирующую функцию при последующем решении практических задач. Он считал, что все развитие детского восприятия определяется общим развитием практической деятельности.

В связи с этим я широко использую игры с игрушками и реальными предметами. Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задач. Например, в игре «Чудесный мешочек» предлагаю несколько мотиваций. «Входит почтальон, приносит посылку от Незнайки и письмо, в котором говорится, что он собирается открыть магазин, где будут два отдела: «Овощи» и «Игрушки». Однако все предметы перепутаны, и поэтому Незнайка просит детей помочь ему разделить их: в коробку положить то, что сделано руками людей - игрушки, а на поднос – то, что дала природа». В д/и «Чудесный мешочек» дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: величиной, формой, качеством; развивают тактильные ощущения, учатся соблюдать очередность, умение выслушать суждение играющих.

Развивая зрительное внимание, провожу игры типа «Что изменилось». Говорю, что куклы хотят поиграть с ребятами и им нужно быть внимательными и определить, что меняется в их одежде. Дети самостоятельно могут вести контроль над соблюдением правил: не подсматривать, выслушивают аргументированные объяснения ребенка, который определяет изменения в одежде, головных уборах и обуви. Так в игре ребенок закрепляет название предметов и обобщающих слов.

Детям среднего дошкольного возраста в игре «Петрушка идёт трудиться» предлагаю такую мотивацию: «Пришло письмо от Петрушки. Он пишет, что гостит у бабушки: играет, рисует, помогает бабушке. Бабушка у него врач. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь, полить цветы, навести порядок в комнате и разложить орудия труда, которые ей нужны для работы. Однако Петрушка запутался в предметах – орудиях труда и просит детей помочь». Так мотивация определяет «программу» игровых действий. Ребенок выбирает среди предметов для игр в разные профессии те, которые нужны для игры в поликлинику. Ребенок закрепляет знания о предметах, необходимых для работы врача, вводится в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Врача можно узнать по его халату, шапочке и специальной маске. В д/и «Чья одежда» дети выбирают необходимую одежду для врача и определяют, что она нужна для ограждения от грязи. А если запачкается одежда, то на белом халате сразу будет видна она. И ее постирают.

В другой раз вношу куклу, и она обращается к детям с просьбой помочь ей. Она заболела, у нее болит горло и кашляет. В сюжетно-дидактической игре «Поликлиника» дети играют роль врача, медсестры, а кукла больного. Спрашиваю: Какой инструмент нужен врачу, чтобы послушать больного? Отвечает ребенок: Врач слушает больного с помощью стетоскопа (фонендоскопа). Ребенок выполняет действия и комментирует их. В такой последовательности обыгрываем все инструменты, имеющиеся в поликлинике.

В сюжетно-дидактической игре «Магазин» дети играют роли продавца, покупателя. В этой игре, чтобы купить фрукты надо описать их. И только тогда продавец подает продукты покупателю.

В таких играх наряду с закреплением лексических тем у детей формирую коммуникативные способности и понимание важности всех профессий, желание во взрослой жизни тоже трудиться.

В игре-инсценировке «К кукле пришли гости» объясняю, что к кукле пришли гости. И кукла просит накрыть на стол по примеру: «Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца.»; затем задаю ребенку вопросы: «Какого цвета блюдце? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?.» Ребенок, демонстрируя свои действия с этими предметами, комментирует их: «Я положил ложку в стакан. Я вынул ложку из стакана. Я положил ложку за стакан.». Спрашиваю: Чего не хватает для приема гостей? Малыши отвечают, что не хватает угощений и перечисляют их.

Игра-инсценировка «Новоселье кукол»» помогает уточнить представления о различных бытовых ситуациях. Ввожу игровую ситуацию: Открылся новый детский сад и нужно устроить игровую группу для кукол. В ней дети перечисляют предметы мебели, которые нужны для детского сада, называют предметы бытовой необходимости. В продолжении дети обыгрывают разные ситуации из жизни детского сада. Например, после обеда нужно помыть посуду. Для этого что нужно. Перечисляем, вода и мыло. Проводим эксперимент с водой и мылом. Ребенок видит, грязные предметы становятся чистыми. В продолжение провожу игру «Воздух и вода». Дети выясняют, кому нужна вода. По картинкам составляют небольшой рассказ такого типа: На этой картинке мальчик чистит зубы и поласкает рот водой. Значит, вода нужна для того, чтобы умываться. Так рассматриваем все картинки. Вывод: вода нужна всем живым существам.

Подвожу к мысли, чтобы не болеть, жить в уюте, нужно соблюдать чистоту везде. В д/и «Чистюля» дети определяют предметы необходимые для поддержания чистоты в квартире, для личной гигиены. Также отмечают, что некоторые предметы из игрового круга служат для других нужд человека. Они приходят к выводу, что все предметы сделанные человеком нужны и важны.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяю при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", «Составь рисунок из природного материала» и др. Организую их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В группе выполняем творческие работы для родителей. Затем оформляем выставки из этих работ. В таких играх закрепляю знания детей об окружающей их природной среде, воспитываю любовь к природе, бережное к ней отношение.

В другой игре приходит в гости с бандеролью Буратино и просит помочь ему. В бандероли картинки с изображениями достопримечательностей Мурманска, а он не знает ничего про их родной город. Дети рассматривают картинки, находят знакомые из ряда предложенных и рассказывают, где они их видели. Вспоминают свои посещения в памятные места. Так воспитываю любовь к родному краю, городу, дети делятся своими знаниями, обогащая ими, друг друга.

Знакомясь со временами года в д/и «Что бывает в это время года» закрепляю понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизирую словарь по теме. Дети составляют по образцу рисунок и называют признак по каждой картинке-карточке.

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.); формирует творческие способности и артистические умения. Малыши, перевоплощаясь, учатся передавать характерные особенности зверей, птиц, людей, персонажей из сказок.

Продолжая знакомить с животными, провожу игру "Отгадай кто это?". Ребенок берет у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения того животного которое изображено (кошки, петуха и др.). Другие дети отгадывают.

В игре «Угадай профессию» приходит с фотоальбомом девочка Маша. Она рассказывает, что ходит в детский сад. У нее много подружек и на фотографии их родители выполняющие свою работу. Нужно угадать, кто, чем занимается. Просит помочь ей. Определить, кто кем работает. Предлагает кому-нибудь из детей изобразить действие, нарисованное на картине, другие отгадывают, что делают там люди. Например, парикмахер, расчесывает посетителя, певица поет, танцор танцует, врач лечит больного, строители строят дом и др.

В этих играх формирую такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

В игре "Что растет в саду (лесу, городе?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку.

Постепенно к концу года у детей средней группы развивается образное мышление. Они способны удерживать в памяти несложные условия. Поэтому все чаще провожу словесно – дидактические игры.

«Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно», построенные на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. В такой игре как «Кто больше назовет предметов», дети классифицируют по материалу, цвету, величине и форме.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что детская игра, включенная в целостный педагогический процесс, является одним из самых доступных, продуктивных средств, получения информации об окружающем мире и способствует всестороннему воспитанию и обучению дошкольников. Детская игра помогает общению с друг другом и взрослыми.

Именно в них дети раскрываются во всех своих лучших качествах.

Публикации по теме:

Детская аппликация, выполненная из цветных салфетокДетская аппликация, выполненная из цветных салфеток Любимые цветыДетская аппликация выполнена из цветных бумажных салфеток. Зинченко Аня (5 лет) Хабаровский край, район имени Лазо, р. п. Хор.

Стихи посвящённые 95 летию любимого города Мурманска от имени моей дочки МОЙ МУРМАНСК. Город Мурманск-мой родной, Я люблю тебя! Здесь живёт моя семья- Мама,папа,сёстры,я. Здесь хожу в любимый садик, Здесь мои.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детская игра как доступное средство получения информации дошкольником об окружающем мире
Опубликовано: 4 апреля 2015 в 16:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская игра как доступное средство получения информации дошкольником об окружающем мире» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА КОРОЖНЕВА (УИ 333424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД