ирина копусова
Годовой проект «Дружные Иванушки» в подготовительной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дружные Иванушки»
в подготовительной группе ДОУ
воспитателя МБДОУ «Д/С № 8 КВ г. Пикалево» Копусовой Ирины Ивановны
Тема: «Коммуникативные игры, упражнения, этюды в совместной деятельности с детьми для развития социализации будущих первоклассников».
Сроки реализации: долгосрочный, 1 год
Работа начата: сентябрь 2016 года.
Предполагается закончить: май 2017 года.
.
Публикация «Годовой проект „Дружные Иванушки“ в подготовительной группе ДОУ» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Участники проекта : воспитатели группы «Иванушка»- Копусова Ирина Ивановна, Пчелина Алина Николаевна, дети, родители.
Актуальность темы проекта :
Эта тема позволяет активизировать у детей навыки общения, эмоциональный отклик на окружающую действительность, на искусство, творчество, литературу, мир природы и т. д., тем самым облегчая социализацию детей, что является важной составляющей готовности ребенка к школе. К сожалению, часто готовность к школе сводится к освоению грамоты и ФЭМП, поэтому возникло желание уделить пристальное внимание социально-коммуникативному развитию, как необходимой базе для будущего успешного ученика.
Методологическая база проекта :
Литература:
1. Косинова Е. М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи детей» Эксмо Мосс Москва,2011.
2. О. Захарова, С. Станкевич «Домашние уроки малышам. Это я» Минск, «Современная школа» 2010.
3. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» Санкт-Петербург, 2007.
4. Е. Н. Бычкова, Е. В. Перминова «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Санкт-Петербург, Литера, 2013.
5. Л. М. Щипицына, Т. А. Нилова и др. «Азбука общения» Детство-пресс, Санкт-Петербург.
6. Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира» Академия развития, 1996.
7. С. В. Коноваленко «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет» Москва «Издательство Гном «Д», 2001.
8. И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание», Москва, 2004.
9. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» М. : Вако, 2007.
Основной метод - игровой. Приемы- имитации, драматизации, эвристический вопрос, беседа, рассуждение, сказкотерапия, разыгрывание ситуаций, диалогов.
Цель:
Формирование эмоциональной сферы, внутреннего Я, самореализации, саморегуляции в поведении, общения со сверстниками и взрослыми через различные виды деятельности в детском саду.
Обучение монологической и диалогической речи, речи-рассуждения дошкольников.
Осуществление задач социализации первоклассника.
Задачи:
1) Изучить учебную, справочную литературу по вопросу развития коммуникативных способностей, различения различных эмоций, проявления в устной речи (монологической и диалогической) в творчестве, театрализации в соответствии с ФГОС.
2) Развивать связную речь детей, интонационную выразительность.
3) Развивать артистические способности через игры-драматизации, пантомиму, мимические упражнения.
4) Развивать социально-коммуникативные УУД ребенка в процессе совместной деятельности дошкольников.
5) Развивать умение сочувствовать, сопереживать.
6) Поддерживать интерес детей к личности сверстников, налаживать их диалогическое общение в совместных играх и занятиях.
Предполагаемый продукт проекта :
-Расширение кругозора будущего первоклассника; развитие чувственной сферы ребенка: умение различать, актуализировать неудачи и победы свои и товарища для улучшения взаимодействия в детском коллективе.
-Рекомендации для родителей по теме: «Социально-коммуникативные игры для будущих школьников.
- повышение уровня развития детей по ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над проектом :
1этап- подготовительный.
- изучение литературы по теме;
-мониторинг детей по социально-коммуникативному развитию;
- чтение литературы: сказки, стихи, рассказы, совместный анализ;
2 этап- основной.
Работа с детьми:
- драматизация отрывков сказок;
- упражнения и этюды на различение и называние эмоций;
- дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика;
-сюжетно-ролевые, режиссерские игры;
- разыгрывание жизненных ситуаций (ситуативный, R-игра-ситуация, разговор, ситуативный вопрос);
- Обыгрывание явлений живой и неживой природы;
- Метод сказкотерапии для преодоления тревожности и агрессивности;
-Рисование, аппликация, лепка;
-Рефлексия.
Работа с родителями:
-Папка-передвижка «Социализация дошкольников 6-7 лет»
-Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»
-Родительское собрание на тему: «Общителен ли ваш ребенок? Почему это важно для будущего школьника?»
-Мастер-класс по внедрению игры-технологии на различение эмоций «Такие разные Колобки»
-Рекомендации родителям: «Семейные праздники, семейные традиции»
«Наша любимая семейная книга или игра»
«Расширь границы возможностей, желаний, кругозора своего ребенка»
Календарно-тематическое планирование работы с детьми в основном этапе
Месяц Тема совместной деятельности Цель работы Форма работы
Сентябрь 1. Что я думаю о себе и о других Сформировать представление, как образуется имя, отчество, фамилия. объяснить смысл и назначения правил поведения, раскрыть последствия их нарушения. - ситуативная беседа
- игра- драматизация «Почему так?», стр. 189 «Азбука общения»
- творческая игра «Угадай, кто это?»
2. Кого называют скромным? добрым? вежливым? правдивым? Сформировать представление о качествах личности. - игра- драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо», стр. 272
- этюд «Капризуля», стр281
- этюд «Задавака»
- этюд «Конкурс лентяев»
3. Я среди людей.
Развить понимание о связи и зависимости своих поступков от чувств людей.
представить общий ход развития человека: младенец- пожилой человек. - д\и «Собери фото из отдельных пиктограмм»
- игра «Подбери подходящие предметы»,стр. 10 Мулько, «Социально-нравственное воспитание детей»
- Д\и «Подбери эмоцию»
4. Зачем нужны правила. Развивать понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять. - ситуативная беседа
- игра-драматизация «Узнай себя», стр282 «Азбука общения»
Октябрь 1. Какие разные взрослые. Развивать понятие о разнообразии социальных ролей взрослого, сформировать положительное отношение к взрослым. - эвристический вопрос
- словесная игра «Угадай по описанию»
- д\и «Кто тебе нужен?»
2. Я иду в театр. Закрепить знание правил поведения в общественном месте, навыки общения в театре. - ситуативная беседа
- кукольный театр
- с-р игра «Театр».
3. Почему взрослые хмурятся. Вызвать интерес к эмоциональному миру взрослых, упражнять детей в подобающих формах общения. - сюжетно-ролевая игра «Семья».
- проигрывание ситуации «Наш быт».
4. Мы едем в городском транспорте. Закрепить правила поведения в общественных местах, воспитать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам - игра-ситуация «Остановка в городском транспорте»
- д\и «Назови правила»
- ситуативный разговор
Ноябрь 1. Учимся беседовать о героях сказок. Научить понимать чувства героев, их настроение, подбирать слова, определяющие состояния и чувства героев. - загадка, эвристический вопрос
- драматизация отрывка сказки «Дюймовочка».
2. Мальчики и девочки. Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем виде и поведении. - д\и «Кому это нужно?»
- придумывание новых форм и фасонов одежды
- словесная игра «Угадай, кто?»
3. Учусь прощать.
Нарочно и нечаянно. Развивать нравственные качества- сожаление, сочувствие, подвести к пониманию слов: миролюбивый, обидчивый. - работа с толковым словарем
- ситуативный разговор
- хороводные игры «Подружились», «Подари улыбку»
4. О фантазерах и лгунишках. Кто это – хвастун. Научить детей различать обман и выдумку, фантазию. Развить отрицательное отношение к хвастовству. - драматизация сказки «Заяц-хвастун»
- игры- ситуации
- Чтение р. Н. Носова «Фантазеры»
1. Почему бывают драки. Сформировать у детей навыки общения, воспитывать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации. - потешка «Два барана»
- рассматривание иллюстраций
- д\и «Не поделили игрушку»
Декабрь 2. Добрый и злой огонь. Развивать у детей представление о пользе и опасности огня, научить мерам предосторожности. - опыты со свечой
- рисование опасных предметов
- алгоритм действий по вызову пожарной службы
3. Опасные предметы. Развивать представление детей о качествах и свойствах предметов. - эвристический вопрос
- д\и «Узнай по описанию»
- игры-ситуации
- с\р игра «Зарплата»
- ситуации для обсуждения и проигрывания
4. Что такое деньги? Развить у детей представления о зарплате взрослых, о бережливости и скупости, о невозможности взять деньги без разрешения.
Январь 1. Нужно ли беречь вещи? Познакомить детей с понятиями «бережливый», вызвать интерес к способам починки вещей, желание беречь предметы. - чтение отрывка С. Короленко «Дети подземелья»
- ситуативный вопрос
- беседа
2. Мы идем помогать растениям. Научить детей относиться к растениям как к живым существам; формировать навык практической помощи, сочувствия. - упражнения- олицетворения : листья- пальцы, стебли- руки и т. д.
- составление правил общения с растениями
- эвристический вопрос
- игра – путешествие
- игры- имитации
3. Живая и мертвая вода. Море в опасности. Развить у детей понятие о значении воды в жизни людей; вызвать интерес и желание участвовать в защите природы.
Февраль 4. Дружная семья.
Воспитывать чувство семейной сплоченности, потребности радовать своих близких добрыми делами. - этюд «Любящие родители»
- беседа «Папин портрет»
- этюд «Бабушка заболела»
1. Семейные традиции. Продолжать воспитывать любовь и чуткое отношение к родным, ценить их опыт, правила и обычаи. - беседа «Семейное фото»
- рисование на тему «Подарки папам и дедушкам»
- этюд «Утреннее фото»
2. Как мы ходили в магазин. .Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах. - д\и «Где это можно купить?»
- «Магазин игрушек»
Март 3. Супермаркет. Учить детей умению речевого общения в модельной ситуации. - НОД «В магазине игрушек», стр. 225 «Азбука общения»
4. Добро и зло. Дать детям представления о том, что не только в сказках, добро побеждает зло и в жизни. - беседа по рассказу «Добрый поступок Вани»
- игры- подражания
- имитации
1, 2. Мамы разные нужны, мамы разные важны. Дать детям представление о профессиях женщин, понимать значимость профессиональной деятельности людей, как для общества, так и для самих детей. - беседа «Что делают наши мамы?»
- д\и «Кто больше назовет действий»
- игры-рисования
- составление рассказа по алгоритму «Маленькие помощники.
Апрель 3,4. На улице. Развивать у детей способность воспринимать реальный мира города, улицы, правильного поведения и общения в транспорте и общественных местах. - с\р игра «Путешествие по городу»
- д\и «Наш город»
- беседа «Как вести себя на улице»
- игра- драматизация «Правила уличного движения»
- беседа «Что делать, когда потерялся?»
1. Мы улыбаемся. Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку, учит эмоционально воспринимать веселое настроение людей. - игра «Клоун Тяп-Ляп»
- игра «Колобки»
- д\и «Кто больше заметит небылиц»
- д\и «Домик настроений»
- этюд «Делай, как я»
2. Учимся радоваться природе. Продолжать учить детей радоваться природе, эмоционально выражать чувство радости. - этюды «Солнышко»
«Небо»
«Цветы и травка»
«Птицы»
- этюд «Кому и как можно подражать?»
3 этап- заключительный.
-Проведение итогового мониторинга, подведение итогов по результативности готовности к школе.
-Проведение выпускного бала, оценка уровня социализации детей. Прощание с детьми и родителями.