Ольга Бакирова
Годовой план учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой план работы учителя-дефектолога
Содержание работы Цель Категория Сроки проведения Контроль
1 Организационная работа
Подготовка кабинета к новому учебному году Повышение эффективности коррекционной работы Дефектолог До 01 сентября Кабинет, паспорт кабинета
Изучение документации детей, вновь зачисленных Скрининг Дефектолог С 01 по 15 сентября Речевая карта
Темочки:
Оформление документации учителя-дефектолога на начало и конец учебного года Организация коррекционно-образовательного процесса Дефектолог С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая Документация
Составление расписания коррекционных занятий и согласование его с администрацией Организация коррекционно-образовательного процесса Дефектолог С 01 по 15 сентября Графики работы
Оформление материала для педагогов и родителей на стендах и уголках Повышение эффективности коррекционной работы
Дефектолог 2 раза в год Логопедический уголок
Изготовление наглядности для оформления кабинета Повышение эффективности коррекционной работы Дефектолог В течение года Наглядность
Составление индивидуальных коррекционных планов Проведение коррекционной работы Дефектолог октябрь Индивидуальные планы работы
Работа по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи Повышение эффективности коррекционной работы Дефектолог В течение года Компьютерные программы
Анализ коррекционной работы Эффективность коррекционной работы Дефектолог С 15 по 30 мая Отчет о проделанной работе
2. Диагностическая работа
Углубленное обследование детей подготовительной и старшей группы Выявление уровня развития речи детей Дети групп Сентябрь
Речевые карты
Сбор медицинских и педагогических сведений о развитии детей Скрининг развития Дети групп Сентябрь
Речевые карты
Мониторинг речевого развития Отслеживание динамики развития речи Дети старшейгруппы Сентябрь
Май
Диагностические карты
Первичное обследование детей Выявление детей с проблемами в развитии речи. Дети средней группы
Апрель Журнал обследования речи детей
Обследование детей по запросу воспитателей и родителей Выявление детей с проблемами в развитии речи. Дети групп В течении года Речевая карта
3. Коррекционно-развивающая работа
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевых нарушений
Развитие артикуляционного аппарата, исправление недостатков звукопроизношения. Дети групп Ежедневно
Индивидуальные тетради, план индивидуальных занятий
Подгрупповые НОД:
Развитие артикуляционного праксиса. Закрепление механизмов образования звука, введение его в речь,
автоматизация. Дифференциация
Формирование лексико-грамматической и синтаксической системы родного языка. Развитие диалогической и монологической речи. Подгруппы детей Сентябрь-май
Календарно-тематический план, конспекты, расписание занятий
4. Профилактическая работа
Обследование детей раннего дошкольного возраста Предупреждение речевых нарушений Дети 2-3 лет
По запросу родителей и воспитателей Журнал обследования речи детей.
«Какие недостатки речи ребенка должны нас беспокоить?» Предупреждение речевых нарушений Родители детей младшего дошкольного возраста Декабрь
Информационный лист в родительском уголке
Оформление родительского уголка Профилактика речевых нарушений Родители 2 раза в год Буклеты
памятки
5. Просветительская работа
Родительские собрания:
«Результаты комплексной диагностики детей специалистами МДОУ. План работы на год».
«Динамика речевого продвижения каждого ребенка»
«Итоги коррекционной работы за год» Знакомство с организацией и содержанием коррекционной работы по развитию речи в старшей логопедической группе
Знакомство с результатами речевого развития
Подведение итогов коррекционной работы за год Родители детей старшей группы
Родители детей старшей группы
Родители детей старшей группы
октябрь
2-я половина января
Конец мая Выступление на собрании. Анкета для родителей
Посещение занятий воспитателей Анализ проводимых занятий Воспитатели групп В течение года
6. Консультационная работа
Консультации для родителей
Оказание помощи родителям
Родители детей логопед. группы
В течение года
Индивидуальные беседы Взаимосвязь с родителями в процессе коррекционной работы Родители
По мере необходимости
Журнал учета консультаций
Консультации для воспитателей:
Взаимодействие воспитателей и учителя-дефектолога по развитию речи.
Роль воспитателя в работе над звукопроизношением Повышение эффективности коррекционной работы
Воспитатели
Сентябрь
ноябрь
Апрель План работы
Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам коррекции Повышение эффективности коррекционной работы Воспитатели По мере необходимости
Журнал учета консультаций
7. Экспертная работа
Смотр детей старшей группы Проследить уровень речевой готовности Дефектолог Май Протокол
Анализ работы Подведение итогов работы за учебный год Дефектолог Май Отчет о проделанной работе
Тема по самообразованию: «Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Повышение профессионального уровня Педагоги В течение года План, отчет и анализ по данной теме
План работы с родителями воспитанников.
Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений у детей с общим недоразвитием речи возможна только при активной, скоординированной работе учителя- логопеда с родителями воспитанников, установление взаимопонимания, доброжелательной, психологически комфортной атмосферы и создание условий для эффективного сотрудничества.
Месяц Форма работы Темы Доп. Информация
Сентябрь 2017 Родительское собрание в группе Порядок зачисления детей на логопункт в ГБДОУ.
Рекомендации логопеда для подготовки ребенка к логопедическим занятиям.
Выступление на родительских собраниях.
Октябрь 2017 Индивидуальные консультации для родителей Анкетирование. Сбор аналитических данных.
Ноябрь 2017 Индивидуальные консультации для родителей Знакомство с результатами обследование общего состояния речи ребенка По индивидуальной договоренности.
Декабрь 2017 Индивидуальные консультации для родителей Рекомендации по выполнению индивидуальных заданий для ребенка. По индивидуальной договоренности.
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Индивидуальные консультации для родителей Рекомендации по выполнению индивидуальных заданий для ребенка. По индивидуальной договоренности.
Май 2018 Индивидуальные консультации для родителей.
Общее родительское собрание для вновь поступающих. Познакомить с итоговыми результатами логопедической работы за год По индивидуальной договоренности. Выявление детей на
продолжение курса логопедических занятий.
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих, а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только дефектологом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:
Психолог:
психодиагностика;
выявление компенсаторных возможностей;
тренинговые упражнения.
Дефектолог:
диагностика, постановка и автоматизация звуков;
развитие фонематического слуха;
речевое и языковое развитие.
Родители:
выполнение рекомендаций всех специалистов;
закрепление навыков и расширение знаний.
Музыкальный руководитель:
элементы логоритмики;
постановка диафрагмально-речевого дыхания;
развитие координации движений;
музыкотерапия;
развитие общей и мелкой моторики.
Воспитатель:
автоматизация звуков;
развитие фонематического слуха;
расширение словаря;
развитие связной речи.
Инструктор по физической культуре:
развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
интеграция речевой и двигательной функции;
развитие основных видов движения.
Преемственность во взаимодействии дефектолога и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда в условиях массовой группы, обеспечение единства требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. План предполагает взаимодействие дефектолога с воспитателями, которое осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; Для календарного планирования воспитателей дефектолог указывает лексические темы на месяц.
Основными задачами взаимодействия в работе дефектолога и воспитателя являются:
- формирование правильного произношения;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие навыка связной речи.