Ольга Полежаева
ГМО. МК «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологических сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд заставка
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс: «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста через экологические сказки
2 слайд экология
Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу
3 слайд эк сказка
Публикация «ГМО, МК „Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологических сказок“» размещена в разделах
Экологическая сказка – это один из словесных методов экологического образования детей.
Экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и взаимоотношения людей со средой обитания.
Экологические сказки воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.
Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.
4 слайд формы работы
У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании познаний ребёнка отводится экологической сказке.
Какие же возможны формы работы с экологической сказкой?
Чтение сказок
Цель: в увлекательной форме повествования с элементами загадочности дать точную и достоверную научную информацию детям.
При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновение познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересом к описываемым событиям.
Театрализация
Цель: Театрализация
Цель: развитие художественных способностей, творческого потенциала, способности к межличностному взаимодействию, дает возможность выражать свое эмоциональное отношение к проблемной ситуации, возникающей в сказке.
Исправление ошибок
Цель: развитие познавательного интереса путем нахождения неточностей и установления правильных взаимосвязей между объектами.
Составление новых или дополнение уже существующих сказок
Цель: становление ценностного отношения детей к окружающей природе в процессе познавательной и творческой деятельности.
5 слайд
Алгоритм составления сказок представлен для вас памяткой.
6 слайд ошибки
А сейчас я предлагаю разделиться на группы. Две будут исправлять ошибки в сказках, другие попробуют дополнить экологические сказки, и еще две займутся их театрализацией.
Практическая часть.
7 слайд книги
Все мы понимаем, что любая экологическая сказка является авторской. Сказку можем сочинить и мы сами, и дети. Но не стоит забывать о сказках известных всем авторов.
Вернёмся к такой форме работы как чтение сказок. Я хочу предложить вам послушать сказку «Великий дирижер».
Великий дирижер всего живого – солнце. Вот оно взметнуло лучи над горизонтом — и грянул хор. Опустило вечерний луч, словно дирижерскую палочку, и все притихло. Утихли голоса, чуть слышны шорохи листьев. Солнце скрылось за горизонт, погас свет, звуки дня сменяют тихие звуки ночи. Во всех лесах из всех дупел летяги высунули глазастенькие головки.
А рано утром, когда солнце еще за другой половиной земли, и нам ничего не видно, оно снова подает особый знак своим диким детям: пора! И все летяги во всех лесах дружно прячутся в дупла.
Великий дирижер, повелитель жизни: взмах лучей вверх – и все пробудилось, лучи вниз – и все снова спит. Ритмы жизни, мелодия дня и ночи. Солнце командует верзилой медведем и крохой летягой. Рыбой, лягушкой, ящерицей. Стеблем, листком и цветком. И нами.
Давайте поразмышляем над сказкой.
Вопросы
Кто же является великим дирижером всего живого? (Солнце)
Давайте перечислим качества этого дирижера: (дарит тепло, радость, свет)
Как вы думаете, кто в оркестре дирижера самый послушный, прилежный и искусный музыкант и почему? (человек,
Каким должен быть человек, чтобы его можно было назвать прекрасным музыкантом в оркестре природы? (заботливым, аккуратным, воспитанный)
Как вы думаете, в природе только один великий дирижер? Кого еще вы могли бы назвать великим дирижером всего живого? (вода, воздух)
8 слайд смайлики
Всех благодарю за работу. У вас всех есть памятки по составлению экологической сказки. К ним прикреплена небольшая бумажка со «смайликами». Оцените, пожалуйста, мастер-класс и на выходе положите в эту коробочку.
9 слайд конец
Спасибо за внимание!
Печатные материалы для проведения МК
Исправь ошибки «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке?
-Это следы ежа, - сказал Петя.
-Нет, это не ежик пробежал, а суслик, - возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят
в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится
равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой?
-Это сойка, давайте ее поймаем, - сказал Петя.
Ошибки:
Исправь ошибки «Путаница»
Раз медведь с ежом втроём
Шли по лесу зимним днём.
Видят, в чаще, между лип,
На пенёчке вырос гриб.
- До чего же гриб хорош! –
Говорит медведю ёж, -
Из него уху, сосед,
Сварим завтра на обед.
А вокруг кружит метель:
Как-никак в лесу апрель!
Ты, дружочек, не зевай:
Все ошибки сосчитай!
Ошибки:
Дополните сказку «Сила Дождя и Дружбы»
Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.
— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.
Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.
Надоела жара. А Дождя всё не было.
— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.
— А ты найди вольный Ветер-ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.
Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.
А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде…
Дополните сказку «Подсолнечник»
Однажды девочка Маша уронила семечку на землю, прямо рядом с окном своего дома, где всегда была тень. После того как прошел дождь, Маша заметила небольшой росточек, стала за ним ухаживать, поливать. Но как бы Маша ни старалась, росточек с трудом подрастал, и тогда она спросила у папы: «Папа, почему я каждый день поливаю росточек, рыхлю землю, а он не растет?»…
Инсценировка сказки «Благородный гриб»
Автор: На уютной лесной поляне, усыпанной цветами, росли два гриба – белый и мухомор. Росли они так близко, что если б хотели, могли бы обмениваться рукопожатиями.
Как только ранние лучи солнца будили все растительное население полянки, гриб-мухомор всегда говорил своему соседу:
Гриб - мухомор: — Доброе утро, приятель.
Автор: Утро частенько выдавалось добрым, однако белый гриб никогда не отвечал на приветствия соседа. Так продолжалось изо дня в день. Но однажды на обычное мухоморово «доброе утро, приятель», белый гриб сказал :
Белый гриб: — Как же ты, братец, навязчив!
Гриб - мухомор: — Я не навязчив, — автор скромно возразил мухомор. Гриб - мухомор – Я только хотел с тобой подружиться.
Белый гриб: — Ха-ха-ха, — автор засмеялся белый. – Да неужели ты думаешь, что я стану заводить с тобой дружбу!
Гриб - мухомор : — А почему бы и нет? – автор добродушно спросил мухомор.
Белый гриб: — Да потому что ты – поганка, а я… а я – благородный гриб! Вас, мухоморов, никто не любит, потому что вы ядовиты, а мы, белые, съедобны и вкусны. Сам посуди: нас и мариновать, и сушить, и варить, и жарить можно. Люди нас любят и ценят. А вас – почти не замечают, разве что ногой пнут. Верно?
Гриб - мухомор :— Верно, — автор печально вздохнул мухомор. – Но зато посмотри, какая у меня красивая шляпка! Яркая и веселая!
Белый гриб: — Хм, шляпка. Кому нужна твоя шляпка.
Автор: И белый гриб отвернулся от соседа.
А в это время на полянку вышли грибники –девочка со своим старшим братом.
Девочка:— Грибы! Грибы! – автор весело закричала девочка, увидев наших соседей.
Брат:— Верно, — автор сказал брат и добавил, - да это белый гриб!
Автор: Он срезал его под самый корешок и отправил в корзинку.
Девочка:— А этот? – автор спросила девочка, указывая на мухомор.
Брат:— А этот оставим, он нам не нужен.
Девочка:— Почему?
Брат:— Он ядовитый.
Девочка:— Ядовитый! Значит, его нужно растоптать!
Брат:— Зачем же. Он полезный – злые мухи садятся на него и погибают. Белый гриб благородный, а мухомор – полезный. А потом, посмотри, какая у него красивая, яркая шляпка!
Девочка:— Верно, — автор согласилась девочка. – Пусть стоит.
Автор: И мухомор остался стоять на цветастой полянке, радуя глаз своей ярко-красной в белую горошинку шляпкой…
Инсценировка сказки «Маленький росточек»
Автор: Однажды весенним утром выглянуло солнышко и сказало :
Солнышко: -Где-то в цветочном горшке у одной маленькой девочки крохотный росточек спит в зёрнышке, пойду-ка я и разбужу его.
Автор: Солнце стало светить изо всех сил, согрело землю, добралось своими тёплыми лучиками до зёрнышка и разбудило его своим нежным прикосновением.
Солнышко: – Росточек! Пора выходить.
Росточек: – Я не могу, я в зёрнышке.
Солнышко:– Собирай все свои силы и вылезай из зёрнышка. Выходи цвести в сад.
Росточек:– Но я не могу. Нет, не могу. Зёрнышко слишком твёрдое.
Автор: Солнышко загрустило, но вдруг сказало :
Солнышко:– Знаю, кто сможет тебе помочь, – это дождик, но я не могу его позвать. Мы с ним не дружим. Когда приходит дождь, то меня закрывают облака. Может быть, он сам придёт. А теперь мне пора уже спать. Я вернусь завтра.
Автор: В это время дождик подумал:
Дождик: -Где-то в цветочном горшке есть росточек, такой маленький, он спит в зёрнышке, пойду-ка я его разбужу.
Автор: Дождик стал поливать землю изо всех сил.
Дождик: – Тук-тук, росточек. Пора выходить!
Росточек: – Я не могу, – я в зёрнышке.
Дождик: – Расти изо всех сил, я помогу тебе. Когда оболочка у зёрнышка промокнет, она станет мягкой, и ты сможешь прорвать её.
Автор: Вскоре от сырости оболочка совсем раскрылась, и росточек смог выбраться из зерна. В земле было очень темно, но солнышко снова вернулось, оно окружило росточек своим теплом и зашептало:
Солнышко:– Мне не очень нравится твой вид, ты слишком бледненький, ты просто похож на беленького червячка, тебе обязательно нужны мои золотые лучи, они подарят тебе зелёный цвет, листья и цветы.
Автор: Росточек потянулся, выпрямился, зацепился своими корешками за землю и выбрался на свет. Он появился во время дождя.
Росточек: – Спасибо, милый дождик, ты мне помог не меньше солнышка, земля теперь стала совсем мягкой. Я так счастлив оказаться в саду.
Автор: Наконец, растеньице зацвело.
Случилось так, что в одно и то же время солнышко и дождик пришли посмотреть на растение. Оно очень удивилось, увидев их вместе.
И тут случилось чудо – через всё небо протянулся волшебный разноцветный мост. Весь мир замер от восхищения и залюбовался прекрасной радугой, родившейся от дружбы солнышка и дождя.
Алгоритм составления сказок.
1. Определяется место, где будут разворачиваться события.
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:
хвастливый, важный, веселый, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.
5. Описывается случай.
6. Составляется текст от имени каждого героя по отношению к случаю.
7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.
8. Придумывается название сказки.