Галина Збарацкая
Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологических сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование грамотного и культурного отношения детей и родителей к окружающей природе в процессе познавательной и творческой деятельности посредством создания экологических сказок. Дать родителям знания о значении сказки в развитии речи ребенка; познакомить с возможными методами и приемами при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка.
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологических сказок“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
"Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. "
(В. А. Сухомлинский)
Начиная наше собрание, хочу вас спросить: «Кому из вас, в детстве, родители читали сказки?»
«А кто из вас читает сказки своим детям, так же часто как читали вам?»
Ваших детей можно назвать счастливыми! Спасибо вам за это!
Все дети очень любят сказки. А как вы думаете за что?
Сказки занимают детей, увлекают в мир фантазии, воображения, ненавязчиво воспитывают ребенка.
Давайте вспомним с вами какие бывают сказки? (Волшебные, авторские, народные, экологические).
Экологические сказки дают ребятам знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.
Чему учат экологические сказки?
Экологические сказки учат:
• познавать окружающий мир;
• воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
• думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Трудно отрицать роль экологических сказок в развитии правильной устной речи. Сухомлинский не представлял «обучение детей не только без слушания, но и без создания сказки». Сказка, по его словам, это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, воображению, культуре речи, закладывают моральные и социальные ценности. Можно сказать, что, придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.
Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще авторы сказки решают развлекательные задачи: повеселить, отвлечь, разжечь фантазию и т. п. Поэтому авторы при отборе содержания не ставят перед собой цель дать точную научную информацию. В таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще больше авторских фантазий. Характерным примером таких сказок являются сказки Р. Киплинга («Слоненок», «Как леопард стал пятнистым», «От чего у верблюда горб» и др.)
Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. К таким произведениям относятся сказки Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Николая Сладкова, Евгения Чарушина.
Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы. Творческие задания и игры можно направить на формирование у детей бережного отношения к природе, навыков экологически – нравственного поведения в природной среде. Многие творческие задания необходимо провести с детьми во время экскурсии, прогулки на природе с родителями или на даче. Именно наблюдения за явлениями природы и ее жителями, помогают детям почувствовать красоту родной земли и полюбить ее. Но, конечно, дети увидят не только красоту. Они неизбежно столкнутся с небрежным и пагубным отношением человека к природе. В этом случае, и родителям очень важно научить детей размышлять и сопереживать, анализировать и понимать, к чему приводит такое отношение. Совместно с ребенком можно выполнять следующие творческие задания, при составлении или же после прочтения экологической сказки:
Интересен такой прием работы со сказкой как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природе.
И сейчас хочу предложить вам прослушать сказку и найти в ней ошибки.
"Зимой в лесу"
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик, - возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем».
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края.
2. Лиственница - единственное хвойное дерево с которого осенью опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой в сильные морозы появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они не выживут.
Предлагаю вам сыграть в игру на развитие мышления и расширение словарного запаса у детей.
«Скажи, одним словом». - Каждой команде будет задано по четыре определения, ваша задача ответить, одним словом.
У зайца длинные уши, его можно назвать-…. (длинноухий)
У лисы рыжий хвост, ее можно назвать -…. (рыжехвостая)
У растения широкие листья, значит его можно назвать -(широколистное)
У белки пушистый хвост, значит она - …. (пушистохвостая)
У аиста ноги длинные, поэтому его называют - … (длинноногим).
У соловья звонкий голос, поэтому его называют-. (звонкоголосым).
У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют -. (длиннохвостой).
У аиста длинная шея, значит он - …. (длинношеий)
Предлагаю сыграть еще в одну игру называется она «Рифмовки». Надо закончить фразу так, чтобы было складно.
Ее цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.
Где, ты белочка гуляла?
(Я орешки собирала).
А ежиха в лес пошла…
(Спелых ягод принесла).
Быстро белочка скакала…
(Все орешки растеряла).
В стороне стоял грибок…
(Никто его найти не смог).
Эй, зверята, где вы были?
(У лисенка чай мы пили).
Где ты ласточка летала?
(В полях мошек я искала).
В заключении, хочу спросить вас Родители: «Что, по вашему мнению, является главным условием экологического воспитания ребенка?»
Конечно же – личный пример взрослых, то есть, Ваш родителей. Именно Вы авторитет для ребенка. Именно с Вас он берет пример во всем.