Светлана Видяпина
Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей.
«Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы». Ж. Фабр
Публикация «Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей» размещена в разделах
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Одна из задач ФГОС гласит о том, что необходимо сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка, развивать индивидуальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития.
Под познавательной активностью понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Компетенция устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, является одной из ключевых. Данная деятельность требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ, синтез, обобщение, умение работать с различными источниками информации.
На сегодняшний день, в контексте ФГОС дошкольного образования, данная технология является особенно востребованной, актуальной. ФГОС ДО выдвигает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Данная технология помогает реализовать задачи:
-Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
-Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;
-Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
-Развитие воображения и творческой активности;
-Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.
Для эффективного формирования познавательного интереса воспитатель должен создать необходимые педагогические условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность организованной педагогической деятельности, создание ситуации успеха, что придаст уверенности каждому в успешном решении сложных задач.
Кроме того, при организации деятельности устанавливать причинно-следственные связи, педагогу важно придерживаться определённого алгоритма. Работа по моделированию причинно – следственных связей ведется по следующему алгоритму:
1. Берем систему и из нее выделяем объект (картинка);
2. У этого объекта выделяем признак (схема);
3. Ведем обсуждение с детьми о том, как данный признак влияет на окружающие объекты и их признаки;
4. Фиксируем в виде схем, карточек на мольберте или пособии.
Этапы работы:
Установление связи от причины к следствию. Для развития у детей способности устанавливать причинно-следственные связи используется «Причинно-следственная дорожка» и в словарь детей вводятся слова -«помощники» : поэтому, следовательно, из-за этого.
Затем рассматриваются связи устанавливающие причину (от следствия к причине, слова-помощники: потому что, из-за того, что, так как, оттого, что.
2. этап работы: Многообразие причин и следствий.
Дети знакомятся с многообразием причин одного следствия. Причина одна, а следствий много.
Поэтому же принципу идет работа от следствия к причине. Следствие одно, а причин его возникновения множество.
3. этап работы: «Эффект домино».
Этот этап работы знакомит детей с типом причинно-следственных связей, вызывающий так называемый в научном мире «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий. При этом эффекте полученное следствие одновременно становиться причиной для другого следствия.
Веерообразность. У одной причины может быть несколько следствий, эти следствия становятся причинами для других связей, у этих причин снова возникает множество следствий и так бесконечно.
Для формирования познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей в нашей группе открыто агентство «Детектив».
Объектом познания детей в нашей работе является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания, (предметы, явления, события, воспринимаются ими и активно познается по принципу : «Что вижу, с чем действую, то и познаю».
Накопление знаний у детей происходит благодаря: личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами, собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.
Накопленные знания о мире в подготовительной к школе группе являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка, а также определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений.