Папки-передвижки

Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей

Светлана Видяпина
Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей.

«Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы». Ж. Фабр

Публикация «Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей» размещена в разделах

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Одна из задач ФГОС гласит о том, что необходимо сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка, развивать индивидуальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития.

Под познавательной активностью понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Компетенция устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, является одной из ключевых. Данная деятельность требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ, синтез, обобщение, умение работать с различными источниками информации.

На сегодняшний день, в контексте ФГОС дошкольного образования, данная технология является особенно востребованной, актуальной. ФГОС ДО выдвигает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Данная технология помогает реализовать задачи:

-Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

-Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;

-Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

-Развитие воображения и творческой активности;

-Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.

Для эффективного формирования познавательного интереса воспитатель должен создать необходимые педагогические условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность организованной педагогической деятельности, создание ситуации успеха, что придаст уверенности каждому в успешном решении сложных задач.

Кроме того, при организации деятельности устанавливать причинно-следственные связи, педагогу важно придерживаться определённого алгоритма. Работа по моделированию причинно – следственных связей ведется по следующему алгоритму:

1. Берем систему и из нее выделяем объект (картинка);

2. У этого объекта выделяем признак (схема);

3. Ведем обсуждение с детьми о том, как данный признак влияет на окружающие объекты и их признаки;

4. Фиксируем в виде схем, карточек на мольберте или пособии.

Этапы работы:

Установление связи от причины к следствию. Для развития у детей способности устанавливать причинно-следственные связи используется «Причинно-следственная дорожка» и в словарь детей вводятся слова -«помощники» : поэтому, следовательно, из-за этого.

Затем рассматриваются связи устанавливающие причину (от следствия к причине, слова-помощники: потому что, из-за того, что, так как, оттого, что.

2. этап работы: Многообразие причин и следствий.

Дети знакомятся с многообразием причин одного следствия. Причина одна, а следствий много.

Поэтому же принципу идет работа от следствия к причине. Следствие одно, а причин его возникновения множество.

3. этап работы: «Эффект домино».

Этот этап работы знакомит детей с типом причинно-следственных связей, вызывающий так называемый в научном мире «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий. При этом эффекте полученное следствие одновременно становиться причиной для другого следствия.

Веерообразность. У одной причины может быть несколько следствий, эти следствия становятся причинами для других связей, у этих причин снова возникает множество следствий и так бесконечно.

Для формирования познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей в нашей группе открыто агентство «Детектив».

Объектом познания детей в нашей работе является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания, (предметы, явления, события, воспринимаются ими и активно познается по принципу : «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Накопление знаний у детей происходит благодаря: личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами, собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.

Накопленные знания о мире в подготовительной к школе группе являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка, а также определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений.

Публикации по теме:

Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образова-тельных организаций наблюдается повышение активного интереса к потен-циалу.

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания Ранний возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.

Формирование познавательного интереса через игровую деятельность Тема:Формирование познавательного интереса через игровую деятельность. Умение играть ребёнок приобретает в процессе своего развития. Правильно.

Формирование познавательного интереса в раннем возрасте Формирование познавательного интереса в раннем возрасте. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной.

Педагогический опыт «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности» Описание опыта работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Дошкольный возраст.

План по самообразованию «Формирование познавательного интереса» «Формирование познавательного интереса детей среднего возраста по средствам ознакомление с природой родного края» Дошкольное детство является.

Развитие познавательного интереса дошкольников средствами проектной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №32» «Развитие познавательного интереса детей дошкольного.

Развитие познавательного интереса и математических способностей детей средствами дидактических игр, досугов и развлечений Развитие познавательного интереса и математических способностей детей средствами дидактических игр, досугов и развлечений. Дошкольное детство.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте Процесс познавательного интереса у дошкольников важная часть общего развития дошкольника. Активность ребёнка всё чаще подчиняется его интересам.

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 13:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Видяпина (УИ 348846) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД