Елена Попова
План по самообразованию «Формирование познавательного интереса»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование познавательного интереса детей среднего возраста по средствам ознакомление с природой родного края»
Дошкольное детство является ответственным периодом в жизни человека: когда происходит становление человеческой личности, закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства, своей яркостью, многообразием. Природа возбуждает их любознательность, интерес. Ведь именно интерес ведет человека к бесконечным целям познания. Быть любознательным - значит быть деятельным.
Публикация «План по самообразованию „Формирование познавательного интереса“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Познание начинается с удивления»
Аристотель.
Актуальность: В Федеральных государственных стандартах даны целевые ориентиры качеств ребенка: «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно «придумывать» объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать…». Поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые знания, что соответствует стандартам. Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. При правильной организации познавательной деятельности дети начинают понимать, что такое хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учиться видеть, понимать и ценить ее красоту. Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Развитие познавательных интересов будет более эффективным если использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь с другими видами деятельности: исследовательской, физической, изобразительной, просмотра телепередач, экскурсий, походов, бесед, а так же организация самостоятельной деятельности, т е экологизация в различных видах деятельности. В любом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и активное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. Рассматривая вопрос о развитии познавательного интереса, необходимо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности дошкольного возраста и какие интересы ему присущи. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Цель: создание условий для развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста посредствам с природой родного края.
Задачи:
Развивать познавательный интерес : наблюдательность, любознательность к миру природы, эмоциональной отзывчивости к окружающему.
Формирование у детей первоначальных умений и навыков поведения в природе : умений наблюдать за природными объектами, и явлениями.
Создание условий для исследовательской активности детей;
Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
План работы :
Сотрудничество с детьми
В течение года Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; Создание предметно-развивающей среды
В течение года Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами
Проведение опытов на занятиях и в свободное время Создание «копилки опытов и экспериментов»
Сотрудничество с семьей
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; Памятки для родителей «Я познаю мир»
Ноябрь-декабрь
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;
Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»
Сотрудничество с педагогами
В течение года Изучение литературы по теме Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».
Май
Поиск интересной информации о явлениях природы Папка-передвижка для родителей и детей
Май
Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам
Литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
4. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.