Людмила Князева
Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются различные нарушения в поведении – проблематичное поведение. Проблематичное поведение затрудняет процесс обучения, процесс получения ребенком знаний и умений. Поэтому задача учителя-дефектолога – заменить проблематичное поведение на альтернативное. Альтернативное поведение – это приемлемое поведение, на которое мы заменяем нежелательное поведение ребенка.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Опыт работы, практика
- Работа дефектолога
- Темочки
В ноябре 2017 года в группу для детей с нарушением интеллекта пришел ребенок с диагнозом : когнитивные нарушения, РАС. У него наблюдались следующие виды проблематичного поведения :
- истерики;
- агрессия (по отношению к себе, окружающим предметам);
- самостимуляция (раскачивание, взмахи руками);
- обсессивно - компульсивное поведение и стереотип (открывание/закрывание дверей);
- неадекватное поведение (крики, раздевание)
- отсутствия реакции, необходимой для обучения.
По нашим наблюдениям, которое мы вели в течение полугода и результаты отмечали в «Индивидуальной тетради наблюдений», поведение ребенка зависело от следующих факторов в окружающей среде:
- изменение положения предметов, игрушек в группе, в кабинете;
- одеваются вещи, к которым не привык ребенок;
- нарушение последовательности режимных моментов;
- желание получить предмет или действие (выйти на улицу, открыть дверь в кабинет, получить игрушку);
- наличие неприятных стимулов (мокрый песок, нелюбимая еда).
Поэтому коррекция нежелательного поведения производилась на основе анализа взаимодействия факторов в окружающей среде и проблематичного поведения.
Чтобы заменить проблематичное поведение на альтернативное, мы вместе с воспитателями использовали:
- прекращение неприятной ситуации (снятие непривычной одежды, убирание с поля зрения игрушки, предмета, вызывающего негативную реакцию);
- прекращение неприятных стимулов (не дотрагиваться до области шеи, устранять непорядок в одежде, снять обувь);
- если привлекал внимание криком: переключали внимание на любимые виды деятельности (обыгрывание потешек, стихов, поглаживание; давали игрушки, с которыми он любил играть).
На начальных этапах занятий с аутичным ребенком главной задачей учителя –дефектолога являлась общая организация поведения, желание стать для ребенка позитивным стимулом. Для решения этих задач использовала следующие методы и приемы:
1. Привлечение внимания к кабинету специалиста наличием и игрой с приятными сенсорными стимулами (игры с водой, сухим песком, в сухой бассейн).
2. Перед занятием использовала игры-потешки («Коза», «Сорока-белобока», «Ладушки» и др.). Действия выполняла совместно с ребенком, использовала телесный контакт (поглаживание, похлопывание, массаж).
3. Обеднение окружающей среды (занимаемся вдвоем за ширмой, в поле зрения ребенка нет лишних предметов). При работе с ребенком использовала прием «рука в руке».
4. Возможность выбора. Предлагала для организации предметно-манипулятивной деятельности несколько предметов (но не более 2х).
5. Всегда определенная последовательность заданий с постепенным увеличением количества предметов и усложнением задания.
6. Задания понятны и доступны для ребенка. Инструкции короткие, четкие : «на», «собери», «одень», «закрой».
7. Выбор приемов обучения на индивидуальной основе с учетом интересов ребенка (Расставляет игрушки по порядку : знакомлю с названием, звукоподражанием, привлекаю к выполнению знакомых заданий – собери пирамидку, закрой окошки)
8. Быстрый темп работы, разнообразие заданий (из волшебного мешочка по очереди достаются предметы, после выполнения они убираются)
9. Облегчение уровня сложности задания: если ребенок кричал, отказывался- меняла задание, или брала так называемый тайм-аут – убирала предметы, ребенок отдыхал, или прекращал выполнение задания, переходил в группу.
10. Постоянное (после каждого выполненного задания) поощрение, которое нравится ребенку : гладила по спине, давала конфету. Любое поощрение сопровождалось краткой эмоциональной оценкой «Молодец», «Умница»
На следующем этапе коррекционной работы использовала методы и приемы:
- Структуировала время, место и действие (таблички, карточки)
- Продолжала давать четкие, понятные инструкции.
- Каждое занятие начинала и заканчивала определенным ритуалом – появлением куклы, стихами, песенками.
- Использовала на занятии фольклорные игры (слово, музыка, движение, хороводы с пением, упражнения с музыкальными инструментами, различные повторяющиеся действия.
Была составлена индивидуальная программа комплексного сопровождения ребенка- инвалида, где важное место принадлежало коррекции поведения.
После проведенных мероприятий по коррекции поведения и медикаментозного лечения у ребенка наблюдается положительная динамика: учитель-дефектолог стал для ребенка позитивным стимулом : дошкольник на занятии сотрудничает и выполняет требования взрослого, стал внимательным, усидчивым, выполняет задания до конца, понимает, когда получает поощрение; понимает словесные инструкции; расширен пассивный словарь, появились простые звукоподражания. В течении дня ребенок ведет себя адекватно, выполняет все режимные моменты. Приобрел навыки общения, самостоятельности, приемлемого поведения, простые социальные и игровые навыки.
Литература:
1. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие. Под ред. Пузанова Б. П. – М. :Сфера;2005
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2005.
3. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М. : Владос,2002.
4. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М. :2007
5. Москаленко А. А. Нарушение психического развития – ранний детский аутизм. Дефектология. – 2008, №2.92с.
6. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. : изд. Теревинф, 2006.
7. Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма : взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70
8. М. Браткова, О Караневская. Специфика включения ребенка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутистического спектра) Дошкольное воспитание, 2015 - №2, №3, №4, №5.