Папки-передвижки

Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра»

Людмила Князева
Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра»

У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются различные нарушения в поведении – проблематичное поведение. Проблематичное поведение затрудняет процесс обучения, процесс получения ребенком знаний и умений. Поэтому задача учителя-дефектолога – заменить проблематичное поведение на альтернативное. Альтернативное поведение – это приемлемое поведение, на которое мы заменяем нежелательное поведение ребенка.

Публикация «Из опыта работы учителя-дефектолога „Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра“» размещена в разделах

В ноябре 2017 года в группу для детей с нарушением интеллекта пришел ребенок с диагнозом : когнитивные нарушения, РАС. У него наблюдались следующие виды проблематичного поведения :

- истерики;

- агрессия (по отношению к себе, окружающим предметам);

- самостимуляция (раскачивание, взмахи руками);

- обсессивно - компульсивное поведение и стереотип (открывание/закрывание дверей);

- неадекватное поведение (крики, раздевание)

- отсутствия реакции, необходимой для обучения.

По нашим наблюдениям, которое мы вели в течение полугода и результаты отмечали в «Индивидуальной тетради наблюдений», поведение ребенка зависело от следующих факторов в окружающей среде:

- изменение положения предметов, игрушек в группе, в кабинете;

- одеваются вещи, к которым не привык ребенок;

- нарушение последовательности режимных моментов;

- желание получить предмет или действие (выйти на улицу, открыть дверь в кабинет, получить игрушку);

- наличие неприятных стимулов (мокрый песок, нелюбимая еда).

Поэтому коррекция нежелательного поведения производилась на основе анализа взаимодействия факторов в окружающей среде и проблематичного поведения.

Чтобы заменить проблематичное поведение на альтернативное, мы вместе с воспитателями использовали:

- прекращение неприятной ситуации (снятие непривычной одежды, убирание с поля зрения игрушки, предмета, вызывающего негативную реакцию);

- прекращение неприятных стимулов (не дотрагиваться до области шеи, устранять непорядок в одежде, снять обувь);

- если привлекал внимание криком: переключали внимание на любимые виды деятельности (обыгрывание потешек, стихов, поглаживание; давали игрушки, с которыми он любил играть).

На начальных этапах занятий с аутичным ребенком главной задачей учителя –дефектолога являлась общая организация поведения, желание стать для ребенка позитивным стимулом. Для решения этих задач использовала следующие методы и приемы:

1. Привлечение внимания к кабинету специалиста наличием и игрой с приятными сенсорными стимулами (игры с водой, сухим песком, в сухой бассейн).

2. Перед занятием использовала игры-потешки («Коза», «Сорока-белобока», «Ладушки» и др.). Действия выполняла совместно с ребенком, использовала телесный контакт (поглаживание, похлопывание, массаж).

3. Обеднение окружающей среды (занимаемся вдвоем за ширмой, в поле зрения ребенка нет лишних предметов). При работе с ребенком использовала прием «рука в руке».

4. Возможность выбора. Предлагала для организации предметно-манипулятивной деятельности несколько предметов (но не более 2х).

5. Всегда определенная последовательность заданий с постепенным увеличением количества предметов и усложнением задания.

6. Задания понятны и доступны для ребенка. Инструкции короткие, четкие : «на», «собери», «одень», «закрой».

7. Выбор приемов обучения на индивидуальной основе с учетом интересов ребенка (Расставляет игрушки по порядку : знакомлю с названием, звукоподражанием, привлекаю к выполнению знакомых заданий – собери пирамидку, закрой окошки)

8. Быстрый темп работы, разнообразие заданий (из волшебного мешочка по очереди достаются предметы, после выполнения они убираются)

9. Облегчение уровня сложности задания: если ребенок кричал, отказывался- меняла задание, или брала так называемый тайм-аут – убирала предметы, ребенок отдыхал, или прекращал выполнение задания, переходил в группу.

10. Постоянное (после каждого выполненного задания) поощрение, которое нравится ребенку : гладила по спине, давала конфету. Любое поощрение сопровождалось краткой эмоциональной оценкой «Молодец», «Умница»

На следующем этапе коррекционной работы использовала методы и приемы:

- Структуировала время, место и действие (таблички, карточки)

- Продолжала давать четкие, понятные инструкции.

- Каждое занятие начинала и заканчивала определенным ритуалом – появлением куклы, стихами, песенками.

- Использовала на занятии фольклорные игры (слово, музыка, движение, хороводы с пением, упражнения с музыкальными инструментами, различные повторяющиеся действия.

Была составлена индивидуальная программа комплексного сопровождения ребенка- инвалида, где важное место принадлежало коррекции поведения.

После проведенных мероприятий по коррекции поведения и медикаментозного лечения у ребенка наблюдается положительная динамика: учитель-дефектолог стал для ребенка позитивным стимулом : дошкольник на занятии сотрудничает и выполняет требования взрослого, стал внимательным, усидчивым, выполняет задания до конца, понимает, когда получает поощрение; понимает словесные инструкции; расширен пассивный словарь, появились простые звукоподражания. В течении дня ребенок ведет себя адекватно, выполняет все режимные моменты. Приобрел навыки общения, самостоятельности, приемлемого поведения, простые социальные и игровые навыки.

Литература:

1. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие. Под ред. Пузанова Б. П. – М. :Сфера;2005

2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2005.

3. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М. : Владос,2002.

4. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М. :2007

5. Москаленко А. А. Нарушение психического развития – ранний детский аутизм. Дефектология. – 2008, №2.92с.

6. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. : изд. Теревинф, 2006.

7. Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма : взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70

8. М. Браткова, О Караневская. Специфика включения ребенка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутистического спектра) Дошкольное воспитание, 2015 - №2, №3, №4, №5.

Публикации по теме:

Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра Примеры конспектов логопедических занятий, содействующих развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институте развития образования».

Игры для детей с расстройством аутистического спектра Для детей с РАС, как и для их нейротипичных сверстников, игры становятся дорогой к внешнему окружению — с его сложными правилами и огромным.

Как научить ребенка с расстройством аутистического спектра сотрудничать? Цели: Нужно учить ребенка выполнять простые инструкции, которые могут сопровождаться жестами, облегчающими понимание учеником инструкций.

Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра. Довербальная стадия развития государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра: общие и специфическиеОсобые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра: общие и специфические За последние несколько лет в системе образования РФ произошли существенные изменения, связанные с принятием государственной думой 21 декабря.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра Цель: развитие высших психических функций и познавательных способностей, расширения знаний и представлений взаимосвязей окружающей действительности.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении Социализация-это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, превращения ребёнка из природного существа в общественное, из индивида.

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра Современные подходы к обучению и воспитанию детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра»
Опубликовано: 5 июня 2019 в 16:37
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Князева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД