Папки-передвижки

Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Любовь Шкунова
Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы

Примеры конспектов логопедических занятий, содействующих развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Занятие 1

Тема: Выполнение речевых инструкций

Цель: развитие импрессивной речи ребёнка через обучение навыкам слушанья.

Задачи:

• Закреплять связи между словом и его значением

Публикация «Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

• Обучать регуляции собственной деятельности через понимание инструкции

Развитие коммуникативной функции речи (изменение поведения ребёнка под воздействием речевой инструкции)

Оборудование: стол, два стула, несколько любимых игрушек ребенка на полочке возле стола или на дальнем конце стола, фотографии этих игрушек.

• Приветствие

Логопед : Здравствуй, Еши (пожимает руку)

Еши в ответ пожимает руку и говорит «Здравствуй» или не говорит. Если пожал руку и сказал, логопед щекочет ребё нка и эмоционально говорит:

- Молодец, ты пожал руку. Молодец, ты сказал: «Здравствуй».

Если ребёнок только пожал руку, логопед хвалит только за это.

• Изучение основной темы

Логопед (нейтральным тоном) : Садись

Ребенок садится, логопед щекочет ребё нка и говорит:

- Молодец, ты сел!

Если ребенок не садится, логопед повторяет инструкцию и показывает на стул. Ребенок садится, его щекотят, хвалят. Если ребенок не садится, логопед берёт его за плечи, мягко садит на стул и говорит: «Садись». Щекочет, хвалит ребёнка. Теперь ребенок должен сесть сам без подсказки, когда логопед не показывает на стул и говорит инструкцию нейтральным тоном. Ребёнка просят встать нейтральным тоном, если встал, щекотят, хвалят, если не встал, показывают «понимающий» жест и говорят встал, если встанет, щекотят – хвалят, если не встал, понимают со стула. Ребенок стоит. Просим сесть второй раз:

(нейтральным тоном) : Садись

Ребенок садится, логопед щекочет ребё нка и говорит:

- Молодец, ты сел.

Только когда ребёнок сядет сам без подсказки 3 раза («Встань» - «Молодец, ты встал», «Сядь» -«Молодец, ты сел!», ему показывают фото его любимых игрушек.

«Чем ты хочешь поиграть?»

Ребёнок показывает на картинку и называет слово или только показывает («Молодец, ты сказал и показал» или «Молодец, ты показал»).

Ребенок играет любимой игрушкой 2-3 минуты.

Логопед просит ребенка положить машинку в коробку.

Логопед (нейтральным голосом) : Похлопай в ладоши

Ребенок хлопает в ладоши, логопед щекочет, хвалит. Ребенок три раза по просьбе логопеда без подсказки хлопает в ладоши, три раза получает похвалу и выбирает фото игрушки, получает похвалу, играет.

Если ребенок не смог сразу похлопать в ладоши без подсказки, обучение проводится по стандартной схеме:

• Просим выполнить (не выполнил)

• Просим, подкрепляем жестом, показываем (не выполнил).

• Просим, подкрепляем жестом, делаем его руками.

• Закрепление темы

Если ребёнок без ошибок и подсказок выполнил инструкцию 3 раза, переходим к инструкции: «Потопай ногами», «Постучи», «Подпрыгни», «Повернись», «Подними руки».

Если ребенок успешно справляется с заданиями, занятие длиться 30 мин. Если ребенок не моет выполнить задание, занятие необходимо продолжать, пока она инструкция не будет выполнена без ошибок и подсказок 3 раза.

• Завершение, прощание

В конце занятия развлечение : игра, мыльные пузыри, короткий мультик, который в обычное, неучебное время ребёнок не получает. В конце занятия логопед прощается с ребенком по той же схеме, что и приветствие.

Занятие 2 Тема : Ответы на вопросы

Цель: укрепление связей между словом и его значением, развитие экспрессивной речи через обучение ребёнка ответам на вопросы

Задачи:

• Закреплять связи между словом и его значением

• Учить пониманию структуры предложения

Развивать коммуникативную функцию речи (ответы на вопросы)

Оборудование: Стол, два стула, текст песенки «Дом», карточки с изображением дома, окошка, двери, сосны, забора, пса,жука, паука, солнца, дождика, тюльпана, флажка, ёжика, несколько любимых игрушек ребенка и их фото.

Данное занятие основано на том, что говорящий ребёнок знает наизусть какое-либо детское стихотворение или песенку и умеет вставлять в них пропущенные слова. В нашем случае это песенка «Дом»

Дом

Я хочу построить дом

Чтоб окошко было в нем

Чтоб у дома дверь была

Рядом чтоб сосна росла

Чтоб вокруг забор стоял

Пес ворота охранял

Чтоб на травке жил жучек

Бегал быстрый па-у-чёк

Я хочу построить дом

Чтоб окошко было в нем

Чтоб у дома дверь была

Рядом чтоб сосна росла

Солнце было, дождик шел

Чтоб тюльпан в саду расцвел

Чтоб флажок на доме был

А за домом ёжик жил.

• Приветствие

Логопед и ребенок здороваются

Логопед предлагает ребенку сесть

• Изучение новой темы. Заполнение пропусков в песенки

Логопед читает первое четверостишье стихотворения, пропуская некоторые слова и ожидая подсказки от ребенка.

Я хочу построить (дом,

Чтоб (окошко) было в нем

Чтоб у дома (дверь) была

Рядом чтоб (сосна) росла.

Работа должна выполняться по следующим правилам:

• Если ребенок отвечает сразу, логопед щекочет, хвалит.

• Если ребёнок не отвечает, логопед ожидает ответа не более 2-3 секунд, затем показывает ему соответствующую карточку. Ребёнок отвечает, логопед щекочет, хвалит его

• Если ребенок не отвечает с помощью карточки, логопед ожидает 2-3 секунды, затем подсказывает: «До…», ребенок говорит: «Дом», логопед хвалит его, и предлагает выполнить тоже задание: самостоятельно, с карточкой, с карточкой и подсказкой. Задача ребёнка сказать правильное слово без ошибок и подсказок три раза.

• Важно не дать ребёнку ошибиться, чтобы не образовалась ошибочная связь между словом и действием, поэтому ожидание ответа составляет 2-3 секунды.

• Если заметны признаки утомление, потери внимания, необходимо вернуться к выполнению заданий, которые ребенок хорошо знает и получает за них похвалу.

Когда ребёнок вставил в четверостишье пропущенные слова, ему предлагают поиграть

• Изучение новой темы. Ответы на вопросы

Логопед : Что я хочу построить? (немедленно показывает карточку).

Ребё нок: Дом (логопед хвалит ребенка).

Если ребё нок не отвечает:

Логопед : Что я хочу построить ( немедленно показывает карточку и подсказывает: «До…»

Ребё нок: Дом (логопед хвалит ребенка).

Затем необходимо вернуться к варианту с карточкой, затем без карточки, каждый раз логопед хвалит ребенка только за правильный ответ. Задание считается выполненным, когда ребенок 3 раза ответит на вопрос без ошибок и подсказок.

Далее следуют вопросы:

• Что будет у дома (окошко)

• Что будет у дома (дверь)

• Что растет у дома (сосна)

Когда ребенок ответит на все вопросы правильно без подсказки ( допускается ответ на второй вопрос: «дверь», а на третий- «окно», одновременно два ответа на второй и третий вопросы, ребенку предлагают поиграть в его любимую игру, которую он выберет по фото.

• Завершение. В завершении можно играть с ребенком, пускать мыльные пузыри, посмотреть короткий мультфильм.

• Прощание происходит по той же схеме, что и приветствие

Занятие № 3 Тема : «Выражение просьбы»

Цель: Развитие умения выражать просьбы через изучение лексической темы «Фрукты».

Задачи:

• Закреплять связи между словом и его значением

• Расширять и активизировать словарный запас

Развивать коммуникативную функцию речи (выражение просьбы).

Оборудование: Три стула, стол, четыре картонные коробочки с наклеенными ярлыками: «Яблоко», «Банан», «Груша», «Апельсин» (подразумевается, что ребёнок любит яблоки и бананы и не любит груши и апельсины) и пятая коробка с ярлыком «Фрукты». Внутри каждой коробки – блюдце с соответствующим фруктом и отрезанными от него 3 ломтиками.

• Приветствие

Логопед и ребенок здороваются, логопед предлагает ребенку сесть

• Изучение новой темы. Называние фруктов.

Логопед показывает ребёнку коробку с ярлыком «Яблоко» и спрашивает нейтральным тоном «Что это?». Если ребёнок правильно называет фрукт, специалист щекочет ребенка, эмоционально хвалит: «Молодец, ты сказал яблоко», открывает коробку, показывает фрукт и тут же закрывает. Если ребёнок молчит (ожидание 2-3 секунды, специалист подсказывает первый слог, ребенок говорит слово, специалист щекочет и хвалит ребенка. Затем спрашивает снова, добиваясь ответа без подсказки. Если ребенок не отвечает, даже после подсказки первого слога, после 2-3 секунд ожидания, специалист подсказывает полное слово, ребёнок повторяет, его хвалят и переходят к варианту с подсказкой первого слога, либо к варианту без подсказки. Когда ребенок 3 раза назовёт фрукт без подсказки, специалист переходит к называнию трёх других фруктов по предложенной выше схеме.

Если ребенок неговорящий, этот этап занятия меняется на задание «Покажи фрукт». Если на называние (или показывание) уходит значительное количество времени, этот этап проводится как отдельное занятие, а этап «Выражение просьбы» становится следующим занятием.

• Продолжение новой темы «Выражение просьбы».

На этом этапе у логопеда появляется помощник. Логопед и ребёнок сидят друг напротив друга, помощник сидит позади ребенка. Логопед показывает ребенку две коробки (с ярлыком «Яблоко» и ярлыком «Апельсин» (любимый и нелюбимый фрукт) и спрашивает ребё нка: «Что тебе дать?». Если ребёнок не показывает на ярлык, но правильно говорит, специалист хвалит его и переходит к этапу просьбы. Если ребенок не показывает и не говорит, помощник специалиста рукой ребенка показывает на любимый фрукт ребенка. Ребенок повторяет жест, его хвалят. Если ребенок показывает на нужный ярлык и молчит, специалист подсказывает первый слог, ребенок повторяет, специалист хвалит его, добивается того, чтобы ребёнок 3 раза без подсказки назвал желаемое. Если ребенок не отвечает и после подсказки первого слога, логопед подсказывает полное слово, ребенок повторяет, его хвалят, и специалист переходит к варианту с подсказкой первого слога или без подсказки. Когда ребёнок назовёт желаемый предмет, помощник логопеда помогает протянуть ему руку к логопеду ладонью вверх и говорит за ребёнка «Дай яблоко». Ребенок повторяет, его хвалят, но добиваются, чтобы он сам без подсказки попросил яблоко. Промежуточным этапом может быть подсказка неполной просьбы: «Дай…» или «Дай я…». Когда ребенок повторит просьбу без подсказки и ошибок, его угощают яблоком (три просьбы – три ломтика). Затем наступает этап двух других коробок с любимым и нелюбимым фруктом, с которыми работают по этой же схеме.

3. Завершение, прощание

В конце занятия развлечение : игра, мыльные пузыри, короткий мультик, который в обычное, неучебное время ребёнок не получает. В конце занятия логопед прощается с ребенком по той же схеме, что и приветствие.

Примечание:

1) Следует добиваться, чтобы ребенок четко произносил каждое слово, правильно выговаривая все звуки, которые уже доступны его произношению.

2) Не следует использовать «лишние» слова: «мне», «пожалуйста», «ещё», «потом», «теперь», так как они слишком абстрактны для понимания ребенка. Даже имя ребенка сначала не используется.

3) Если ребенок схватил угощение, не выполнив задание, занятие прекращается, все угощение убираются и до следующего занятия должны быть недоступны для ребенка. Проблема в том, что если ребенок получает эти угощения вне занятия, они теряют свою ценность для него. В этой связи, пока идет период использования данных угощений на занятии, в обычное время их лучше не давать.

4) Необходимо помнить, что все задания логопед произносит нейтральным тоном, а эмоционально окрашивает только похвалу. Все другие выражения эмоций ( удивление: «Как, ты не знаешь яблоко?», гнев: «Положи на место!», огорчение и укор: «Ай-я-яй, как не стыдно», излишняя радость: «Пальчик уже нашёл, теперь скажи!», создают дополнительные помехи для восприятия ребенка и могут привести к нежелательным результатам.

Публикации по теме:

Цикл игр — занятий в средней группе по математическому развитию Цикл дидактических игр – занятий в математическом развитии детей средней группы (4 – 5 лет) Выполнила: Матусина И. В., воспитатель МБДОУ.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.

Картотека игр с детьми с расстройствами аутистческого спектра Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие.

Как научить ребенка с расстройством аутистического спектра сотрудничать? Цели: Нужно учить ребенка выполнять простые инструкции, которые могут сопровождаться жестами, облегчающими понимание учеником инструкций.

Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Рассказова Елена Александровна, учитель-дефектолог.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени.

Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учрежденияРазвитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учреждения В ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ» есть 4 группы детей с РАС и синдромом Дауна (одна из групп кратковременного пребывания).

Социализация детей с расстройством аутистического спектра В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Авторы: Гайдарова Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог Харабарова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 31 января 2019 в 15:10
+48Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шкунова (УИ 1808625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД