Татьяна Гаджимагомедова
Фронтальное занятие «Звук и буква А» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное занятие. Тема: Звук и буква «А».
Логопед :Татьяна Гаджимагомедова
Цели занятия :
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);
— дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);
— познакомить с буквой А (без установки на запоминание буквы).
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематические процессы;
Публикация «Фронтальное занятие „Звук и буква А“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
— закреплять понятия «слово», «гласный звук»;
— развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;
— развивать умение составлять небольшие предложения;
— развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: дудочки для каждого ребенка; картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция) : астра, Аня, аист; односюжетные картинки для составления предложений, зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, картинка для звукоподражания (звук А, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, корзина с муляжами овощей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Подбери слово». Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука У.
2. Развитие общей моторики. «Огород»
Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. Действия по тексту.
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. «Сажают».
Лето все она толстела, Показывают руками круг перед собой.
Разрасталась вширь и ввысь. Руки в стороны, а затем вверх.
А теперь ей тесно белой, Руки разведены в стороны.
Говорит — посторонись!
Стюарт Отталкивающие движения руками.
3. Развитие мелкой моторики. «Купите лук.»
Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку! Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку! Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.
Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка, Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка.
Шотландская песенка, пер. И. Токмаковой Разгибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.
4. Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:
Ходит пальчик по дорожке: От середины лба к вискам.
Вверх — вниз, вверх — вниз, Вокруг круговых мыши, глаз (от переносицы к вискам).
Будут розовыми щечки: По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Т. Куликовская От середины подбородка к ушам.
Массаж заканчивается поглаживанием.
5. Развитие мимических мышц.
Логопед (показывает детям корзинку с муляжами) : Вот в корзинке урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус: горький лук; сладкий помидор; вкусную морковку; горький чеснок.
Логопед демонстрирует овощи, дети изображают мимикой их вкус.
6. Развитие артикуляционной моторики.
— «Улыбка» — «Трубочка».
— «Лопаточка».
— «Иголочка».
— «Лопаточка» — «Иголочка».
— Удержать «Лопаточку» под счет до пяти.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый
в свою дудочку, меняя тональность: тихо — громко — тихо. Затем дети кладут дудочки на стол, делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а.».
8. Объявление темы занятия.
Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. А какой звук она произносит? (А-а-а.) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Давайте произнесем звук А.
Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А производится перед зеркалом.
Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика», теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
Игра «Дочки- матери».
- Дети сейчас мы пойдем в магазин и каждый из вас должен выбрать для себя куклу, но такую, чтоб имя куклы было с буквой А.
- Это Алина, это Аня, это Кира и т. д.
Дети: - У меня Алина, а у тебя кто?. (образуется диалог между детьми).
Дети баюкают своих «дочек», напевая аа- аа.
Непослушный звук А
Логопед кидает мяч и произносит слово без буквы А.
. птека, …втомобиль, ….нтенна, ….втобус.
10. Связь звуков и буквы.
Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям.)
Возьми три палочки для А.
Наклонились две сперва.
Ну а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.
П. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд звуков : У, И, О, А, И, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
12. Закрепление звука в слогах.
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.
13. Закрепление звука в словах.
На доске находятся картинки со звуком А в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику. (Звук А гласный, обозначаем его фишкой красного цвета.)
14. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок» и т. д.
15. Закрепление звука в тексте. |
Ан-ан-ан — папа чинит кран.
Та-та-та — усы большие у кота.
Ак-ак-ак — вырос в поле красный мак.
Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.
16. Итог занятия.
Логопед: Как плакала девочка Аня? (А-а-а.) Какой это звук? (Гласный, обозначаем его фишкой красного цвета.)
Почему звук А гласный? (Воздух выходит свободно, не встречает преграды.)