Елена Денисенко
Фронтальное занятие по формированию связной и лексико-грамматической стороны речи у детей 6–7 лет «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с лексической темой. Формирование лексико-грамматических средств по теме.
Задачи:
1. Расширение и закрепление представления об овощах, о сборе урожая. Закрепление в словаре обобщающего понятия «овощи»;
2. Обучение употреблению существительных родительного падежа единственного, множественного числа, дательного падежа единственного числа;
3. Обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
4. Обучение образованию существительных именительного падежа множественного числа;
Публикация «Фронтальное занятие по формированию связной и лексико-грамматической стороны речи у детей 6–7 лет „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. Развитие фонематического восприятия. Подбор в рифму названий овощей;
6. Развитие пальцевой моторики, координация речи с движениями;
7. Развитие связной речи. Составление рассказа по схеме;
8. Развитие словесно-логического мышления.
Оборудование: мягкие игрушки - Чебурашка, кот, лиса, собака, картинки с изображением овощей, муляжи овощей, картинки овощей, разрезанные пополам, схема для составления рассказа по теме «овощи», кастрюля, блюдо, поварской колпак, мяч, конверт с письмом.
Ход занятия. Логопед собирает детей вокруг себя.
Логопед читает стихотворение.
Осенью в огороде собирается народ.
Зрел все лето урожай. Что собрали – отгадай!
1. Логопед: «Ребята, нужно подобрать в рифму названия овощей».
Где весною было пусто, летом выросла…. (капуста).
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел…. (укроп).
Накопаем мы в лукошко очень крупную…. (картошку).
От дождя земля намокла, вылезай, толстушка…. (свекла).
Из земли за чуб плутовку тянем, сочную…. (морковку).
Надо поклониться низко, чтобы вытащить …. (редиску).
Помогает деду внук – собирает с грядок …. (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери еще …. (петрушку).
Вот зеленый толстячок, крупный, гладкий…. (кабачок)
И красавец великан темно-синий …. (баклажан).
Логопед: «Что мы собирали на огороде, как назовем это одним словом? На огороде мы собирали овощи».
2. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришел Чебурашка и принес письмо (конверт с адресом детского сада). Прочитаем что же там написано?».
Здравствуйте, девочки и мальчики.
Я очень люблю, есть овощи, в них много витаминов, они очень полезные. А загадки об овощах я отгадывать не умею, помогите мне ребята.
(Затем дети вместе с логопедом отгадывают загадки об овощах.)
-Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
-На грядке длинный и зеленый, а в бочке желтый и соленый (огурец).
-Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).
3. Логопед: «Ребята, в конверте с письмом лежат картинки с овощами, но они рассыпались. Помогите назвать половинки овощей. Нужно говорить так: - У меня половинка огурца. У меня половинка помидора и т. д.».
Логопед: «Ребята, соедините нужные половинки картинок». (Дети ищут свою половинку и соединяют их).
4. Логопед: «Попробуем научить Чебурашку загадывать и отгадывать загадки». (На доску вывешивается схема для описания овощей. Дети с помощью логопеда составляют рассказ-описание).
-Этот овощ зеленого цвета, овальной формы, шершавый на ощупь, растет на кустах, из него можно приготовить салат.
Огурец
-Этот овощ оранжевого цвета, треугольной формы, твердый, гладкий на ощупь, растет в земле.
Морковь
-Этот овощ коричневого цвета, может быть круглой или овальной формы, он твердый, гладкий на ощупь, растет в земле, из него можно сварить суп.
Картофель
5. Логопед. «Чебурашка пришел к нам в гости со своими друзьями: лисой собакой и котом. Подарим им картинки-с овощами. Будем говорить так: - Я дам собаке капусту, я дам коту тыкву, я дам кабачок лисе и т. д.»
6. Игра с мячом «Назови ласково овощи».
7. Динамическая пауза.
а) Координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов : соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.
«Урожай».
В огород пойдём, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Урожай соберем. («Таскают».)
Мы моркови натаскаем («Копают».)
И картошки накопаем. («Срезают».)
Срежем мы кочан капусты, (Показывают круг руками – 3 раза.)
Круглый, сочный, очень вкусный,
И укроп нарвем немножко («Рвут».)
И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
(Н. Нищева)
б) Пальчиковая гимнастика.
«У Лариски - две редиски»
У Лариски – две редиски
У Алешки – две картошки.
У сережки сорванца - два зеленых огурца.
А у Вовки - две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(В. Волина)
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
8. Логопед: «Давайте поиграем с вами в поваров и приготовим на обед салат и борщ». (Дети надевают поварские колпаки и выбирают из предложенных муляжей нужные овощи, и кладут их в кастрюлю).
Логопед: «Говорить нужно так: - Я положу капусту, я положу картофель, помидоры, свеклу и т. д.»
Логопед: «А какие овощи мы положим в салат? Я положу в салат помидоры, огурцы, лук, горох и т. д.».
Логопед: "Каких овощей много в салате, в супе?" В салате много огурцов и т. д.
9. Логопед: «Чебурашка тебе понравилось у нас в гостях? Ты запомнил, какие овощи растут на огороде, что можно приготовить из овощей?»