Ирина Секисова
Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички!
Публикация «Дидактическая игра „Весёлый счёт“ по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2020
Вашему вниманию предлагаю дидактическую игру «Весёлый счёт» для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи.
Дидактическую игру можно использовать как логопедам, так и воспитателям в совместной деятельности (на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях) с детьми.
Проблема формирования грамматических компонентов является одной из самых важных и актуальных проблем у детей страдающих речевой патологией. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается отставание в развитии лексико-грамматических категорий по сравнению с нормально развивающимися детьми.
В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными. Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество с количеством предметов на картинке, называя его после пересчета. Предлагаю Вашему вниманию игру, которая интересна и полезна детям.
Цель игры: Расширять и активизировать словарный запас.
Задачи:
Обучающие:
• упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и числе (один мяч, два мяча, пять мячей; одна кукла);
• закреплять навык образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа (не стало мака, тюльпана, василька; не стало трёх маков);
• упражнять в согласовании количественных числительных со словосочетаниями (красный мак, жёлтый тюльпан, синий василёк и т. д.) в роде и числе (например: три красных мака, шесть жёлтых тюльпанов, восемь синих васильков и т. д.).
• закреплять последовательность счёта.
Развивающие:
• развивать восприятие, внимание, зрительную и слуховую память, мышление;
• развивать мелкую моторику;
• совершенствовать умение ориентироваться в пространстве: слева-справа, между;
• развивать связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, положительной установки на участие в игре.
Демонстрационный материал: 3 клоуна на подставках, цифры на прищепках от 1 до 10, предметные картинки на счёт на прищепках, предметные картинки по лексическим темам на прищепках, 3 куклы.
Ход игры:
1. Перед ребенком три клоуна с цифрой в руке. Нужно подобрать картинку с определённым количеством предметов и назвать, сколько нарисовано предметов у клоуна.
- Сколько предметов нарисовано у клоуна, который находится слева? (У клоуна слева нарисовано два слона. И т. д.)
2. Игра «Один, два, три, четыре, пять …».
Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (красный мак, жёлтый тюльпан, синий василёк и т. д.) Картинки берём по любой лексической теме. Я покажу на примере лексической темы "Цветы".
- Сколько красных маков у клоуна? (У клоуна два красных мака.)
-Сколько жёлтых тюльпанов у клоуна? (У клоуна четыре жёлтых тюльпанов.)
- Сколько синих васильков у клоуна? (У клоуна семь синих васильков.)
- У какого клоуна больше цветов? (Больше цветов у клоуна с васильками.) - Где он находится? (Клоун с васильками находится справа).
- Какой цветок находится между маком и васильком? (Между маком и васильком находится тюльпан).
3. Дидактическая игра "Чего не стало?"
Цель: Упражнять в образовании существительных в родительном падеже.
У каждого клоуна в правой руке находится картинка. Сначала дети называют выставленные картинки или предметы. Потом закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки или предметы можно менять, дополнять.
- Не стало василька.
Дидактическая игра «Чего не стало» (усложненный вариант).
Затем игра проводится с указанием количества предметов. Например, не стало семи васильков и т. д.
4. Игра "Что изменилось?"
Цель: Развитие внимания и памяти.
- У клоуна справа было семь васильков, а стало семь тюльпанов, а у среднего клоуна вместо четырёх тюльпанов стало четыре василька.
Можно клоунам прикрепить другие цифры или другие цветы. Вариантов много.
5. Дидактическая игра "Посчитай - ка"
Цель: формирование навыка согласования существительных с числительными 1-3-5. (Один мак, три мака, пять маков.)
Посчитаем кукол.
Посчитаем животных.
Дети, играя с клоунами, активизируют словарь по лексической теме, закрепляют навыки счёта, развивают память. внимание, мышление и мелкую моторику.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!