Елена Абросимова
Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе «Дифференциация твердых и мягких согласных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости / мягкости.
Задачи:
• Развивать фонематические процессы;
• Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям;
• Развивать память, внимание, мышление;
• Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе „Дифференциация твердых и мягких согласных“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.
2. Повторение пройденного.
- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
- Почему они называются гласными?
(Потому что они поются голосом. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)
Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Каким цветом они обозначаются?
3. Объяснение нового материала.
- Давайте посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. О них мы уже говорили на прошлом занятии. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.
Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.
МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ
МА, МО, МУ, МЭ, МЭ
Заметили, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго», а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.
4. Тренировочные задания на дифференциацию твердых и мягких согласных на слух и по кинестетическим ощущениям.
- Ребята, сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый», то вы поднимите зеленую карточку с ласковым мальчиком. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий», то вы поднимите синюю карточку со строгим мальчиком.
Логопед произносит слоги : ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т. д.
А теперь я буду произносить слова. А вы будете определять первый звук в слове:
Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.
5. Физминутка.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Прыг-прыг, прыг-прыг.
Сейчас сядут на свое место ребята, чьё имя начинается с твердого согласного звука. А теперь те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука (дети называют свое имя и садятся).
6. Различение твердых и мягких согласных в словах.
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости на занятие. Это мишка. Он такой грустный потому, что у него болит щечка. Кто же ему поможет? Какой самый известный доктор лечит животных?
- Правильно, это Айболит. (На доску вывешивается изображение Айболита).
Логопед читает отрывок стихотворения К. Чуковского «Айболит»
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
- Ребята, назовите животных, которые пришли к Айболиту лечиться.
Дети называют. На доску вывешиваются картинки с изображением коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, зайчихи, лисы и Барбоса.
- Определите, какой звук первый в этих словах. Логопед вместе с детьми еще раз называет героев стихотворения, выделяя силой голоса и длительностью звучания первый звук. Дети определяют твердый он или мягкий. Логопед выставляет на доску под картинку каждого животного фишку синего или зеленого цвета соответственно.
7. Самостоятельная работа по карточкам.
- Ребята, Айболит сможет вылечить нашего Мишку, только если вы справитесь с его заданием. Он подготовил для вас карточки. Определите, какой первый звук в каждом слове. Если звук твердый, закрасьте первую клеточку под картинкой синим цветом, а если звук мягкий – зеленым.
8. Итог занятия.
- С какими волшебными буквами мы сегодня познакомились?
- С какими согласными звуками они дружат?
- Каким цветом в схеме мы обозначаем твердый согласный звук?
- Каким цветом в схеме мы обозначаем мягкий согласный звук?
9. Рефлексия.
- Ребятки, если вам понравилось наше занятие, поднимите карточку с «ласковым» мальчиком, если не понравилось – карточку со «строгим» мальчиком.