Лариса Яковлева
Формы организации деятельности детей в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации и сопровождения деятельности детей в реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Яковлева Лариса Николаевна
воспитатель
МАДОУ № 112 г. Мурманска
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования художественно - эстетическое развитие предполагает «…развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального и изобразительного, мира природы и эстетического отношения к окружающему миру, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.)
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Можно выделить ряд образовательных форм, которые позволяют эффективно реализовать задачи и спроецировать интересный маршрут освоения программного содержания.
1направление—приобщение детей к «миру красоты», особое место занимает рассматривание художественных произведений, диалогу о проявлении красоты в окружающем мире. Здесь может быть предусмотрено: освоение культурных традиций и социальных ценностных ориентиров и исторических сведений:
Знакомство с архитектурой, бытом и традициями прошлого.
Занятия могут проводиться в интересных формах (ролевые игры, ярмарки,приключения путешествия)просмотр видео материалов, чтение энциклопедий с последующим отражением впечатлений через рисование архитектуры и предметов быта, конструирования макетов, украшения русского костюма)
Освоение информации об искусстве (выделение вида искусства, жанра, средства выразительности) о традициях народного промысла, труде художника (скульптора). Здесь предполагается широкое использование познавательных методов (беседа, чтение, рассматривание и (анализ) репродукций) и разнообразных средств (электронная презентация, иллюстрированная энциклопедия, выставка).
Темы занятий: «Народные мастера Данила - мастер и Марья – искусница» «Зачем в музеях хранятся предметы и как они туда попадают?» «как реставрируют работы», «На машине времени в гости к сестрице Алёнушке и братцу Иванушке», «Леонардо да Винчи кто он- художник, скульптор или инженер?
Развитие художественного восприятия и обогащение опыта насмотренности: рассматривание (анализ, сравнение, трактовка)разных художественных образов целесообразно проводить в рамках интересных тем («Сказочные женские образы», «Большое морское путешествие И Айвазовского», «Забавные животные в иллюстрациях Чарушина») Здесь приветствуется интеграция с другими областями - сопоставление сказочных женских образов например Снегурочки, созданного живописцами Н. К. Рерихом, М. А. Врубелем, В. М Васнецовым, композиторами П. И. Чайковским, Римским-Корсаковым, с образами созданными поэтами и писателями.
Давайте рассмотрим интеграцию видов деятельности посредствам использования разнообразных приёмов.
Объектом рассматривания возьмём натюрморт.
Большинство считает натюрморты картинами красивыми, но скучными. Даже само название жанра — от французского naturemorte — «мертвая природа», словно доказывает: интересного здесь мало. Хочу развеять этот миф и доказать, что рассматривать натюрморты можно практически на каждом занятии. Среди натюрмортов есть картины необычные и захватывающие. Правда, далеко не всегда их необычность видна с первого взгляда: иногда нужно присмотреться, а порой узнать и историю создания картины. Представляю вам картины принадлежащие кисти итальянского художника XVI века Джузеппе Арчибольдо, который в ХХ веке был провозглашен предтечей сюрреализма. На своих картинахАрчимбольдо изображал человеческие лица в виде композиций из овощей и фруктов, ракообразных и рыб, нередко даже с портретным сходством. Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Среди портретных натюрмортов у Арчибольда есть и совсем необыкновенные — «перевертыши» : достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть совершенно новое изображение. Знакомя с творчеством Арчимбольдо можно не только вызвать интерес к рассматриванию натюрморта, но и закрепить знания детей о фруктах, овощах их форме и цвете. Это поможет ребенку посмотреть на предметы немного с другой стороны. Фрукты- это не только вкусно и полезно и даже красиво. Фрукты могут стать частью портрета.
Натюрморты можно рассматривать на занятиях по любой теме: есть натюрморты с цветами, с предметами русского быта, с музыкальными инструментами, со спортивным инвентарём, с медицинскими принадлежностями, с инструментами плотника, столяра, электрика, с атрибутами театра и кино. Есть даже натюрморты с доспехами и оружием разных времён и народов.
Кроме рассматривания можно играть в натюрморт. Игра «Живой натюрморт»
Повесьте на доске несколько репродукций не сложных натюрмортов.
Поделите детей на группы. Каждая группа, выбирает какой- либо один натюрморт и изображает его мимикой и жестами. Можно раздать детям маски- шапочки, карточки с цветом, чтобы иметь больше сходства с изображаемыми предметами. Остальные угадывают, какой натюрморт изображает та или иная группа.
Перед нами картина Ильи Ивановича Машкова, которая называется «Натюрморт. Синие сливы.» Рекомендованная программой Детство. В центре ярко-оранжевый апельсин, вокруг – темные, как ночь, сливы. Белая смятая скатерть и серый нейтральный фон отлично оттеняют яркость и фактуру персиков и яблок вокруг блюда. Можно рассматривать форму, цвет, расположение фруктов в картине, а можно немного пофантазировать. Придумать невероятную историю которая произошла ночью в музее когда посетителей совсем не было: «Я самый главный! Самый большой и красивый, я в центре картины!-кричал апельсин. Я ваш король! Синяя стража окружила короля, что бы никто не смел даже приблизиться. А персики как придворные, склонились в поклоне, сняли шляпы и замерли в ожидании приказ. Дальше сюжет придумываем вместе с детьми. Заканчиваем тем, что утром пришли в музей посетители они любовались натюрмортом Машкова и даже не подозревали, что произошло ночью. Можно нарисовать и вырезать героев натюрморта и разыграть не большей спектакль.
Здесь будет уместно задать вопрос, в каких сказках главные герои овощи и фрукты? (ДжанниРодари "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО", напомнить, что картинки в книгах называются иллюстрациями и рисуют их художники иллюстраторы, а мультфильмы создают художники мультипликаторы.
Интеграция содержания разных образовательных областей возможна за счё т использования детских проектов по различным темам: «Математика в искусстве» (обсуждение правил симметрии и асимметрии в искусстве и математике). Путешествие линии и точки в стране искусства и математики (изучение различных видов линии, образование форм и использование линии (рисунка) в создании художественного образа). «Архитектура города» (освоение размерных отношений, формы, пропорции в архитектуре и математике).
Вариантами методов и форм активизации детской деятельности, в условиях предметно развивающей среды могут являться:
Разнообразная дизайнерская деятельность детей, направленная на изменение пространства группы - изготовление украшений к праздникам, создание макетов в игровые уголки, украшение группы собственными творческими работами. Оформление и участие в тематических выставках. («Новогодняя сказка», «Ёлочка красавица», «Я люблю тебя Мурманск», «Мурманск город- рыбаков», и т. д.)
Совместная деятельность по интересам и сотворчество в форме создания общего продукта-панно, макета (в том году мы учувствовали в конкурсе, где представили макет «Детский сад будущего»)
Исследовательская деятельность (опыты, расширяющие эстетический опыт детей)
Развлечения и праздники, активизирующие творческий потенциал ребёнка.
Составление разнообразных коллекций по интересам (открыток, игрушек, гербария растений, камней, ракушек и т. д.)
Одной из форм в работе может быть «Творческая мастерская». в содержание таких мастерских будут включены разнообразные мастер- классы, занятие рукоделием, изготовление поделок, коллекционирование и игры. Важно чтобы в содержании «мастерских» отражались интересы детей, общение проходило в атмосфере творчества и диалога. В форме такой мастерской следует планировать приобщение детей к миру литературы и графики творческая мастерская «В гостях у сказки», предполагает чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры по мотивам произведений выпуск и дизайн книг или журналов.
Современные компьютерные игры, энциклопедии, развивающие мультфильмы («Всемирная картинная галерея с тётушкой совой», «История искусств вместе с Хрюшей») они соответствуют содержанию образовательных программ, учитывают особенности детей дошкольного возраста и могут быть удачно интегрированы в педагогический процесс. Использование медиа ресурсов интересно также в досуговой деятельности детей в формате игры - «просмотра любимых фильмов» во второй половине дня.
Мои занятия ориентированы преимущественно на развитие детского изобразительного творчества, в рамках которого предусмотрены: Освоение нового способа действий – материалов и приёмов. Применение освоенного на последующих занятиях и в самостоятельной деятельности. Самостоятельный поиск выразительности образа, сочетание материалов и техник.