Осницкая Татьяна
Формы образовательной деятельности в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Формы образовательной деятельности в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей в условиях реализации ФГОС»
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Публикация «Формы образовательной деятельности в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов : словесных, зрительных, звуковых.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.
Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия. Дошкольники импровизируют в танце Маленькие дети наглядно показывают, какие эмоции вызывает у них музыкальное произведение.
Театральные постановки в детском саду раскрывают творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.
Программа для детей-дошкольников включает несколько этапов: 3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится. 5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы. 6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.
Знания и суждения — накопление базового арсенала эстетических знаний и внутреннего личного опыта чувственных переживаний, без которого невозможно пробуждение живого личного интереса к миру эстетических явлений.
Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства. Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации. Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы. Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях. Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.
Формы организации деятельности детей, которые мы используем в образовательной деятельности, дидактических играх, проблемных ситуациях, а также праздничных утренниках, вечерах развлечениях, экскурсиях и прогулках, театрализованных представлениях:
• ООД (организованная образовательная деятельность) - образовательные ситуации
• Деятельность кружка ИЗО - взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой
• Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ) - использование образовательного потенциала режимных моментов
• Приглашение мастеров ДПИ, ДШИ в гости - проекты различной направленности
• Посещение музеев, детских выставок - образовательные предложения для целой группы (занятия)
• Участие в выставках и конкурсах - праздники, социальные акции.