Елена Иванушкина
Реализация образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольной группе МКОУ СОШ с. Малиновка
Иванушкина Елена Ивановна,
воспитатель дошкольной группы
МКОУ СОШ с. Малиновка
Дошкольное образование – важный этап в жизни человека, его становления и развития. Оно является исходной, неотъемлемой ступенью образовательной системы, где закладываются основополагающие качества личности, формируется интеллект, способности. Дошкольное образование выступает важнейшим институтом социализации, механизмом дальнейшей мобильности ребенка.
Публикация «Реализация образовательной области ФГОС „Художественно-эстетическое развитие“ в дошкольной группе» размещена в разделах
Именно то, что дошкольный период является решающим для всего последующего развития человека, определяет социальную значимость системы дошкольного образования1.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста2.
Отдаленность сел Малиновка и Матросово от центров, где расположены культурные объекты (музеи, театры, художественная школа, школа искусств и др.) является ограничивающим фактором в художественно-эстетическом развитии детей.
В связи с этим особую актуальность приобретает развитие у дошкольников художественно-эстетического вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Наш выбор соответствует ФГОС ДО, а именно: ФГОС дошкольного образования целью образовательной области художественно-эстетического развития детей определяет формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей3.
Нами разработана образовательная программа дошкольного образования4 на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой5, в которой наряду с другими (целями) определены цели художественно-эстетического развития.
Цель моей работы в данном направлении - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
3. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
4. Создание условий для увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
В своей работе с детьми я опираюсь на следующие дидактические принципы:
• принцип культуросообразности : построение эстетического содержания образовательной деятельности с учетом региональных культурных традиций;
• принцип сезонности: построение познавательного содержания образовательной деятельности с учётом природных и климатических особенностей местности в данный момент времени;
• принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• принцип цикличности: построение содержания образовательной деятельности с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
• принцип природосообразности : постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
• принцип интереса: построение образовательной деятельности с опорой на интересы отдельных детей и группы детей в целом.
Методы, которые я применяю в работе с детьми:
• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
• метод эстетического убеждения;
• метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
• метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;
• метод сотворчества (с воспитателем, сверстниками);
• метод эвристических и поисковых ситуаций.
В своей работе я использую учебно-методическую литературу и пособия:
• Т. С. Комарова. Программа и методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду»;
• В. Б. Косминская, Халезова Н. Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью»;
• фонотека музыкальных произведений;
• конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
• дидактические музыкальные игры.
Условия реализации системы художественно-эстетического развития :
• кадровые
1,5 ст- воспитатель
0,1ст. - музыкальный руководитель
1,5 ст. - помощник воспитателя
• организация предметно-развивающей среды
В нашей дошкольной группе сОзданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: имеется уголок художественного творчества, который содержат разнообразный материал, пособия, игры, музыкальные инструменты, театральные костюмы, атрибуты. Технические средства обучения неотъемлемый спутник деятельности.
Эффективно используется раздевалка: в ней размещаются выставки: рисунков детей, поделок из природного материала, книжки-самоделки, папки-передвижки.
• организация образовательного процесса осуществляется одновременно в нескольких направлениях:
Работа с детьми
непосредственно организованная образовательная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры). Для того чтобы с младшего возраста ребенок научился легко ориентироваться в многообразии изобразительных материалов и средств, на занятия по рисованию выставляются на столы гуашь всех цветов, акварель, карандаши, кисти разных размеров;
совместная деятельность педагогов и детей ( используются нетрадиционные техники рисования: кляксография, оттиски смятой бумаги, и т. д);
самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с семьёй
Повышение педагогической культуры родителей;
Вовлечение родителей в деятельность группы : анкетирование, праздники и развлечения, тематические выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок, разнообразные рекомендации);
Сотрудничество с учреждениями
сельская библиотека
начальная школа
федеральное государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Поронайский»
муниципальное бюджетное учреждение культуры «Поронайский краеведческий музей».
Реализация образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах. У детей развивается фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результатам (Приложение 1).
Подводя предварительные итоги работы дошкольной группы по художественно-эстететическому развитию можно отметить, что учебно-воспитательной процесс несёт системный и целенаправленный характер, заметна динамика роста достижений дошкольников. Воспитанники в большой части освоили программу воспитания и обучения, им привиты необходимые знания, умения, навыки. Некоторые разделы программы были охвачены не в полном объёме по причине трудностей в составлении сетки занятий и режима дня; ведь группу посещают дети трех возрастов. Возникают трудности в организации коррекционной работы с детьми т. к. отсутствуют специалисты.
Литература
1. Программа развития МКОУ СОШ с. Малиновка на 2011-2016 г. г. «Развитие личностных качеств учащихся в условиях сельской школы
2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2013"Об образовании в Российской Федерации"
3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
4. Образовательная программа дошкольного образования дошкольной группы МКОУ СОШ с. Малиновка