Папки-передвижки

Формы и механизмы развития социального партнерства образовательной организации с учреждениями культуры

Ольга Коноплина
Формы и механизмы развития социального партнерства образовательной организации с учреждениями культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Формы и механизмы развития социального партнерства образовательной организации с учреждениями культуры, творческими коллективами

Коноплина Ольга Владимировна

Россия, Санкт-Петербург, ГБДОУ детский сад №68 Кировского района

Введение

Актуальность развития социального партнерства в сфере дошкольного образования.

Публикация «Формы и механизмы развития социального партнерства образовательной организации с учреждениями культуры» размещена в разделах

Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет, с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

В процессе осуществления дошкольного образования формируется общая культура детей дошкольного возраста, развиваются физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества детей, формируются предпосылки учебной деятельности, сохраняется и укрепляется здоровье воспитанников.

Дошкольное образовательное учреждение, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, широко развивая сотрудничество с социумом на уровне социального партнерства с учреждениями культуры и различными творческими коллективами.

Социальное партнерство (от фр. Partenaire – участник совместных действий) – это цивилизованная форма социальных отношений, основанное на добровольном сотрудничестве при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса.

Важной задачей социального партнерства становится обеспечение разностороннего развития и полноценного образования детей. Социальное партнерство объединяет всех, кто непосредственно занимается вопросами детства, образования и воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время, в связи с непростой экономической и эпидемиологической ситуацией в нашей стране, и во всем мире, особенно остро ощущается необходимость поиска новых форм и механизмов взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами, без которого современному дошкольному учреждению невозможно реализовать в полном объёме свою образовательную деятельность.

Цель представленной работы – изучение сферы социального партнерства и оценка его роли в процессе разностороннего воспитания и обучения детей. Поиск новых форм и механизмов развития социального партнерства образовательной организации с учреждениями культуры, с учетом возможностей и реалий современного общества.

Задачи, которые необходимо решить в работе:

1. Проанализировать специфику, функции, задачи социального партнерства образовательной организации;

2. Определить оптимальные пути внедрения социального партнерства в систему образовательной организации;

3. Провести диагностическое исследование реализуемых форм взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры в рамках социального партнерства.

4. Выявить роль социального сотрудничества в воспитании у детей ценностного, бережного отношения к культурным традиция, в создании условий для личностно-творческой самореализации воспитанников в различных сферах деятельности.

5. Изучить возможности социального партнерства ДОУ через нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества.

Объектом работы выбраны системы социального партнерства дошкольной образовательной организации.

Предметом работы являются пути внедрения социального партнерства в деятельность образовательной организации.

В ходе решения поставленных задач работы были использованы следующие методы исследования: теоретический – изучение методической литературы, анализ и обобщение отечественной практики; эмпирический – анкетирование, сравнение, анализ.

Теоретической разработкой проблемы социального партнерства дошкольной образовательной организации занимаются такие ученые как Т. Н. Захарова, Н. А. Дорохина, Т. В. Корюкина, Н. В. Макарычева, Н. А. Андреева и др. Научно – теоретической основой разработки методических рекомендаций являются труды авторов Т. А. Данилиной, Т. М. Глушанок, С. А. Козловой, С. С. Лебедевой и др.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее выводы и рекомендации могут быть использованы управленческим аппаратом ОУ для рассмотрения системы социального партнерства организации в качестве оригинального ресурса руководителя.

1. Основные параметры профессиональной деятельности

Цели, задачи дошкольной организации

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает основные принципы дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество Организации с семьей;

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основной целью деятельности ГБДОУ детский сад № 68 Кировского района является осуществление образовательной деятельности по Образовательной программе дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Главное назначение Образовательной программы - реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Основная цель разработки Образовательной программы – выстраивание целостного педагогического процесса в условиях вариативности образования, комплексирование программ, новых технологий; интеграция и координация деятельности педагогов ДОО.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Приоритетные задачи Образовательной программы ОУ:

- обеспечивать комплексную систему разностороннего развития: познавательного, речевого, физического, социально–коммуникативного, художественно–эстетического, в соответствии с Образовательной программой ОУ;

- укреплять психическое здоровье детей путем создания условий эмоционально-психологического комфорта в ОУ, организации и проведения эмоционально-стимулирующих мероприятий (сюжетно-театрализованных праздников, досугов, оздоровительных прогулок, экскурсий, детских спектаклей и т. п.);

- повышать оздоровительный эффект физической культуры за счет гармонизации и интеграции физического и музыкального воспитания средствами танцевально-игровой гимнастики, внедрения современных валеологических технологий;

- создавать благоприятные условия для обогащенного художественно-эстетического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- внедрять собственную модель художественно-эстетического развития воспитанников ОУ;

- формировать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие-исполнительство-творчество;

- шире использовать в образовательном процессе культурно–исторический потенциал СПб: музейную и городскую среду в целях приобщения детей к искусству, народной культуре;

- развивать у детей художественно-эстетическое восприятие окружающего мира средствами образовательных прогулок в городском пространстве, эстетизации предметно-пространственной среды ОУ;

- способствовать освоению детьми разнообразных художественных техник, свободного творчества в изобразительной деятельности;

- интегрировать содержание художественно-творческой и элементарной трудовой деятельности детей посредством обучения ручному художественному труду;

- активно использовать музыку, театрально-игровые приемы в разных блоках педагогического процесса;

- обеспечивать условия для развития интереса к театральному искусству, собственных театрально-игровых умений, сценической театрально-игровой деятельности;

- развивать художественно–творческий потенциал ребенка, потребность в реализации собственных творческих способностей в музыкальной, театрализованной, театрально-сценической, художественно-речевой, изобразительной деятельности;

- создавать педагогические условия для разнообразной, активной проблемно-поисковой, интеллектуально-творческой совместной деятельности взрослых и детей;

- воспитывать основы этнотолерантности посредством приобщения к народной культуре, освоения положительного поведения со взрослыми и сверстниками, в том числе представителями других национальностей;

- воспитывать у детей гражданственность, любовь к семье, к окружающей природе, родному городу, Родине;

- повысить интенсивность образовательной работы по формированию интеллектуальной готовности детей к школьному обучению: формировать обще учебные умения и навыки, качества, необходимые для овладения учебной деятельностью (любознательность, самостоятельность, произвольность, инициативность и т. п.); обеспечить необходимый уровень специальной готовности для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык: интенсивное логико-математическое развитие, обучение детей грамоте и чтению, развитие письменной речи;

- осуществлять профилактику нарушений в звукопроизношении; проводить поэтапную логопедическую работу по исправлению неправильного произношения отдельных звуков в предшкольный период;

- внедрять новые современные педагогические технологии, методики, методы;

- способствовать накоплению спонтанного опыта детей в организованной обогащенной предметной среде;

- обеспечивать взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию, координацию педагогов ОУ по вопросам реализации Образовательной программы;

-вовлекать родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством реализации совместных образовательных проектов.

2. Анализ реализуемых форм взаимодействия ГБДОУ детский сад №68 с учреждениями культуры, творческими коллективами в рамках социального партнерства. Возможности социального партнерства ДОУ, поиск новых форм и механизмов взаимодействия и сотрудничества.

Для реализации Образовательной программы дошкольного образования ОУ и с целью повышения качества педагогического процесса, активно и эффективно используется развивающий потенциал социума. Налажена тесная взаимосвязь с социальными партнерами в разных направлениях образовательной деятельности.

Деятельность по охране и укреплению здоровья детей осуществлялась совместно с районной Детской городской поликлиникой №25.

ДОУ сотрудничает Библиотекой №7 Кировского района. Воспитанники старших и подготовительных к школе групп, в соответствии с разработанным на учебный год планом совместных мероприятий, ежемесячно посещают библиотеку, где для них проводятся познавательные беседы, акции, выставки, тематические встречи, экскурсии по библиотеке, викторины, просмотр медиа презентаций, видеофильмов, дидактические игры, решение кроссвордов, загадки, конкурсы и др. Содержание встреч базируется на основе календарно–тематических планах групп, с учетом пожеланий педагогов, а также интересов детей.

Так, например, в течение 2019-2020 учебного года были проведены такие тематические встречи, как «Я счастлив, что в городе этом живу», «Мастера народных ремёсел», «Праздники народов мира», «День Ленинградской Победы», «Все профессии нужны -все профессии важны», «Творчество детских писателей. Жанры», «Космос. Планета Земля –наш общий дом», «Мир флоры и фауны», «В дружбе народов единство России», «Волшебный мир театра», «Есть такая профессия -Родину защищать», «Красуйся, град Петров!» и др.

С целью обеспечения преемственности в содержании образовательного процесса детского сада и начальной школы используются разнообразные формы взаимодействия детского сада и средней общеобразовательной школы № 282:

- выступления учителей на родительских собраниях в детском саду;

- посещение родителями воспитанников ДОО учебных мероприятий в школе;

- взаимные посещения педагогами уроков и образовательных мероприятий;

- шефская помощь учеников школы детскому саду: изготовление дидактических материалов, игрушек; выступление в ролях на музыкальных праздниках, показ спектаклей и концерты для воспитанников детского сада;

- встречи с выпускниками детского сада.

Большое внимание коллектив ДОУ уделяет социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию детей. В его основу положен краеведческий принцип: знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга, воспитание любви к родному городу. С этой целью в течение года с детьми организуются тематические экскурсии по городу, по району, в музеи СПб, в том числе автобусные для детей старших и подготовительных к школе групп.

Для воспитанников детского сада раз в месяц организуется показ спектаклей силами передвижных кукольных театров «Волшебный мандарин», «Облако», «Жили-были» и др.

Как одну из эффективных форм работы в ДОУ рассматриваются встречи с интересными людьми. В 2019-2020 учебном году дети встречались с пожарником, с коренным жителем деревни, концертмейстером, со священнослужителем православной церкви, фотографом, инструктором по танцам и др.

В образовательном процессе по познавательному развитию широко используются внешние связи детского сада со Спортивным клубом «Святогор» Кировского района, с ГБДОУ детский сад № 24 и № 34 Кировского района СПб.

По мнению Т. Н. Захаровой, для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности – совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).

В условиях нынешнего времени, в период длительной пандемии, длительных ограничений и запретов, сфера социального партнерства, как и многие другие сферы деятельности, оказалась в непростой ситуации. Сложившаяся в мире ситуация внесла свои изменения в планы сотрудничества ДОУ с различными учреждениями культуры и с творческими коллективами.

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой многие сферы перешли в режим онлайн работы, и учреждения культуры не исключение. Музеи, театры и библиотеки продолжают работать и сотрудничать на страницах социальных сетей и официальных групп. Таким образом происходит увеличение виртуальной мобильности организаций в сфере культуры.

Так, например, на сайте Библиотеки №7, библиотекари читают книги для детей, знакомят пользователей с известными петербуржцами и их книжными рекомендациями. Многие библиотеки и музеи осуществляют онлайн-встречи с интересными людьми, организуют онлайн-показы выставок.

Благодаря тому, что многие детские театры организуют показ спектаклей онлайн, у детей есть возможность посмотреть не только спектакли театров Санкт-Петербурга, но и любого другого театра страны. Таким образом расширяется география партнерского сотрудничества учреждений культуры.

Кризис послужил стимулом для инноваций в сфере образования. Становится просто необходимо найти новые способы преодоления кризиса в сфере образования и выработать комплекс решений, претворение которых в жизнь ранее считалось труднодостижимым или невозможным.

Заключение

Данная работа ставила своей целью изучить сферы социального партнерства и оценить его роль в процессе разностороннего воспитания и обучения детей, а так же выявить механизмы внедрения новых форм социального партнерства в деятельность образовательной организации.

В ходе решения поставленной цели были решены поставленные перед исследователем задачи.

Анализ литературы и других источников позволил раскрыть теоретический аспект понятия «социальное партнерство» применительно к образовательной организации, позволил изучить его специфику, функции, задачи. Позволило выявить роль социального сотрудничества в воспитании у детей ценностного, бережного отношения к культурным традиция, в создании условий для личностно-творческой самореализации воспитанников в различных сферах деятельности.

Как показывает опыт, участие детей в совместных мероприятиях (акциях, проектах, досуговых мероприятиях) с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира ребенка, активному развитию познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. Это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника.

Обобщение изученной информации позволило систематизировать подход к организации социального партнерства.

Исследования, проводимые в ходе выполнения работы, были направлены на определение новых, нетрадиционных путей внедрения социального партнерства в систему образовательной организации в условиях пандемии.

Диагностические исследования и сравнительный анализ реализуемых форм взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры позволили сделать следующие выводы: для открытого дошкольного учреждении социальное партнерство – это эффективный механизм саморазвития, самоорганизации и адаптации к современным требованиям социума, к социально-экономическим условиям и социокультурной ситуации.

Социальное партнерство не существует само по себе. Это сложный процесс, требующий постоянного управления и совершенствования, постоянного поиска и роста.

Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в реальной практике управления образования, но с учетом уже имеющихся своих технологий организации социального партнерства.

Список литература

1. Федеральный Закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 31 июля 2020 г.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования»

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования»

5. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В., и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019

6. Гогоберидзе А. Г. Мониторинг в детском саду. - СПб. : «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2011.

7. Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. – 2008

8. Данилина, Т. А., Стенина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. -- М. : Айрис-пресс, 2004.

9. Дорохина, Н. А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей // Ребенок в дет. саду. -- 2003. -- № 6.

10. Захарова, Т. Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника // Ярославский педагогический вестник. - 2009.

11. Иванова С. А. Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования. Учебно-методическое пособие; под ред. к. э. н., доц. Иванова С. А. – СПб. : РНЦ ГМУ, 2003

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Дидактическая игра для развития восприятия цвета и формы «Наряди матрешку»Дидактическая игра для развития восприятия цвета и формы «Наряди матрешку» Дидактическая игра на развитие восприятия цвета и формы «Наряди матрешку» Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУКонструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играмКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Для дошкольника сюжетно-ролевая игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. В игре проявляются интеллект, азарт,.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участкаКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участка Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного.

Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть IПодготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и механизмы развития социального партнерства образовательной организации с учреждениями культуры
Опубликовано: 19 марта 2022 в 16:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и механизмы развития социального партнерства образовательной организации с учреждениями культуры» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коноплина (УИ 2937101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД