Елена Потебенко
Формирование жизненной компетентности дошкольников средствами этнопедагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование жизненной компетентности дошкольников средствами этнопедагогики
Тема работы коммунального учреждения «Дошкольное образовательное учреждение №355 Харьковского городского совета» : Формирование жизненной компетентности дошкольников средствами этнопедагогики.
Публикация «Формирование жизненной компетентности дошкольников средствами этнопедагогики» размещена в разделах
Цель: Внедрение идей украинской этнопедагогики в современный учебно-воспитательный процесс дошкольного-учебного заведения. Определение условий и особенностей создания етносреды заведения, интегрирования народной педагогики в содержание дошкольного образования для формирования у детей жизненной компетентности с патриотическими и общечеловеческих ценностями.
Постановка проблемы: Становление демократического украинского государства с постепенным процессом вхождения ее в единое европейское пространство обусловливают прогрессивные изменения в стратегии развития национальной системы дошкольного образования.
Актуальность: в Государственной национальной программе «Образование (Украина XXI века)», Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке, Законе Украины «О дошкольном образовании» и других государственных правовых документах подчеркивается необходимость национального направления образования, сохранении и продолжении Украинский историко-культурных традиций, использовании идей украинской народной педагогики в дошкольных учебных заведениях, ведь путь добавления и усвоения мирового культурного наследия лежит через закрепление национального самосознания и самоценности нашего народа.
Задача: Поиск новых форм и методов работы, обращение к народным традициям, в частности к этнопедагогики, направление процесса воспитания детей дошкольного возраста на использовании достижений культурно-исторического опыта своего народа, его традиций, обычаев, обрядов, оберегов, многовековой мудрости и духовности предыдущих поколений, формирование разносторонне развитой, национально сознательной, жизненно компетентной ребенка, готовой находить выходы из реальных жизненных ситуаций и самовыражаться.
Девиз работы заведения: «Строить учебно-воспитательный процесс так, чтобы каждый воспитанник хорошо знал свой народ, а в народе узнал самого себя.»
В опыте представлена модель системы работы внедрения идей украинской этнопедагогики и интегрирования ее в содержание дошкольного образования для формирования у детей жизненной компетентности с патриотическими и общечеловеческих ценностями. От целостной педагогической деятельности на всех уровнях зависит эффективность воспитания средствами этнопедагогики :
-административно-управленческой: построение системы работы в рамках реализации базового компонента стандарта дошкольного образования;
-организационно-методической: методическое сопровождение, осуществляется на диагностической основе, учитывается опыт работы педагогов, интересы детей, планируется работа с родителями;
психологические: диагностика этнопсихологического развития ребенка (психологические национальные особенности, национальный характер, национальное самосознание, системные связи психологических и культурных ценностей, этнические стереотипы и особенность поведения)
-освитньо-воспитательной: создание целостного «етнопедагогичного пространства», что позволяет систематически осуществлять различные типы и виды работы на основе этнопедагогики.
В работе заведения учитываются все структурные факторы, образующие целостное пространство для развития жизненной компетентности средствами этнопедагогики : взаимодействие ребенка и взрослых (личностно-ориентированная модель образования, партнерские отношения, профессиональное мастерство педагога, дошкольник - активный субъект жизнедеятельности) системно организованное предметное развивающая среда (постоянное пополнение национально-патриотических уголков, создание в заведении мини-музея украинской народной игрушки и национального быта, изготовление и пополнение дидактических материалов для самостоятельной индивидуальной деятельности детей); применения интеграционных процессов и инновационных методик и технологий (психолого-педагогическое проектирование, мнемотехника, создание концептуальных и интеллектуальных карт, развитие речевой активности дошкольников средствами корректурных таблиц и другие); применения информационно-коммуникационных технологий.
Опыт работы нашего ДОУ поможет учесть все условия и особенности создания етносреды в дошкольных учреждениях, позволит глубже интегрировать народную педагогику в содержание дошкольного образования, ведь украинское народоведение должно стать основой для формирования у детей патриотических чувств и привитие общечеловеческих ценностей.