Юлия Якимова
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Согласно новым введенным Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартам, образовательная область здоровье требует от воспитателей формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков также играют важную роль в охране их здоровья. Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников средствами проектной деятельности» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Государство, семья, общество заинтересованы в воспитании здорового дошкольника. Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
Таким образом, складывается противоречивая ситуация: с одной стороны у дошкольника должны быть сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки, которые он должен применять в жизни, а с другой стороны, нет систематизации в обучении КГН – семья-сад.
Отметим недостатки в результатах:
-отсутствие интереса и мотивации у детей к приобщению КГН,
- недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера у ребенка, что делает затруднительным выполнение правил КГН.
- нет единых требований и взаимосвязи между семьей и дошкольным учреждением.
-отсутствие систематичности упражнений детей в определенных действиях.
К результатам деятельности воспитателя можно отнести:
1. совершенствование форм воспитания культурно-гигиенических навыков.
2. создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;
3. развитие у дошкольников системы общечеловеческих ценностей;
4. расширение кругозора детей в области гигиены;
5. формирование положительного отношения к чистоте и опрятности;
6. четкий режим дня,
Недостатки в процессе:
1. неумение воспитателя владеть методиками формирования КГН;
2. отсутствие информации о новейших разработках в области методик и технологий формирования КГН;
3. отсутствие у воспитателя навыков организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности направленной на воспитание КГН.
К сожалению, при организации воспитания культурно-гигиенических навыков существуют следующие недостатки в условиях:
1. регулярность занятий
2. непрерывность воспитательного процесса
3. единство требований воспитателей и родителей
4. отсутствие положительного примера со стороны семьи
5. недостаточно демонстрационного и игрового материала, на основе которого у детей формировались бы КГН
6. не соответствие по нормативам рекомендуемых САН ПИНом комнат общего пользования по метражу и комплектования сантехникой.
Таким образом, главным результатом при воспитании культурно-гигиенических навыков является овладение всеми навыками, характерными для дошкольного возраста, которые являются основой для дальнейшего воспитания КГН.
Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать проблему : «Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников, как одно из правил здорового образа жизни».
Описание новых образовательных результатов сформированных у дошкольников.
Зная проблему, можно искать пути ее решения. Если посмотреть в ФГОС, то можно увидеть, что ребенок может приобрести (и будет иметь) следующие навыки :
- самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
- владеет доступными навыками самообслуживания,
- пользования предметами личной гигиены,
- владеет культурой поведения за столом
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Формируют навыки личной гигиены : умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.