Елена Пенькова
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
слайд
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.
Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно - гигиенических навыков и умений.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников средствами игровой деятельности» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Средняя группа
- Темочки
Однако на практике мы наблюдаем совершенно другую картину. В современном мире (слайд) родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, родители его раздевают, переодевают, а некоторым и помогают вымыть руки. Родителям проще сделать всё за детей самим, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, так как родители устали и спешат домой и опять детей одевают сами, не предоставляя детям самостоятельности. Не исключено, что и дома родители делают за детей то, что ребёнок способен сделать сам.
Результатом такого поведения родителей становится снижения у ребёнка интереса к овладению культурно - гигиеническими навыками и желания выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.
Слайд
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, поэтому педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Слайд
Проблема формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания занимались: Петерина С. В., Каплан Л., Лямина Г. М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 - 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
В каждой возрастной группе этот процесс осуществляется в соответствии с программой воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования относится не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:
• развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
• формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
• формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
• формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
• привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
• обогатить предметно-развивающую среду группы.
СЛАЙД
Критерии опрятной еды включают умение:
O Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
O Не крошить хлеб;
O Пережевывать пищу с закрытым ртом;
O Не разговаривать с полным ртом;
O Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
O Благодарить;
O Пользоваться только своим прибором.
Слайд
Критерии мытья рук и личной гигиены включают умение:
O Мыть лицо, руки
O Закатать рукава;
O Смочить руки;
O Взять мыло, намыливать до появления пены;
O Смыть мыло;
O Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;
O Пользоваться расческой.
СЛАЙД
Условия формирования культурно-гигиенических навыков :
O - наличие социально-бытовых условий;
O - рациональная организованная обстановка;
O - четкий режим дня;
O - руководство взрослых.
Наличие социально-бытовых условий – наличие воды, освещения, отопления и т. п.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Режим дня – обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи
В исследованиях В. Л. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца отмечается, что важно подобрать методы и приемы с учетом возраста детей, которые помогут сформировать положительное отношение к выполнению гигиенических действий и постепенно произойдет осознание, зачем ребенок все это делает.
Слайд
В своей работе по формированию культурно - гигиенических навыков мы используем следующие методы и приемы формирования у детей культурно – гигиенических навыков :
O Личный пример взрослых
O Непосредственно образовательная деятельность
O Показ
O Объяснение
O Пояснение
O Поощрение
O Беседы
O Упражнения в действиях
O Дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры,
O Игры-эксперименты, игры – имитации
O Художественное слово
O Игровые приемы
O Развлечения
O Прием повторения действий
O Алгоритмы одевания, умывания, складывания одежды в шкафчиках,
O Показ иллюстраций и картин
СЛАЙД
Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и с её помощью воспитателю легче возбудить интерес ребёнка к любому виду деятельности, мы чаще используем игру в целях формирования культурно-гигиенических навыков.
Слайд
Для лучшего усвоения навыка необходимы следующие условия проведения игр: наличие соответствующего обучающего игрового материала, знания педагогом психологических особенностей детей младшего возраста, достаточный практический опыт проведения подобных развивающих игровых процессов, обязательно максимальная заинтересованность детей (желание научиться чему-то новому и полезному, применение технических средств обучения.
Слайд
Мы подготовили и применяем комплекс дидактических игр «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет», «Мамины помощники» и т. п.
Дети с удовольствием принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами, но самостоятельная игра у детей сначала не удавалась, так как отсутствовала последовательность и логичность действий. Слайд
Поэтому, мы стали использовать специальные дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания) и т. п.
В основном, дидактические игры увлекали девочек. Мальчикам не очень хотелось играть в такие игры, и нам приходилось заинтересовывать их. Слайд
Например, предлагать взять на себя конкретную роль (папы) и выполнять конкретные действия (укачивание куклы, одевание куклы).
В систематически проводимые игры мы стараемся включать элемент новизны, так, например, укладывая куклу спать, предлагали детям спеть ей колыбельную песню. Дополнительно мы задаем различные вопросы, например, «Как надо складывать одежду?», «Зачем одежду нужно складывать?», «Как надо накрывать куклу одеялом?» и т. п.
Слайд
Проводя игру «Умывание каждый день» мы задаем вопросы детям: «Почему грязные руки?», «Для чего нужно умываться?», на которые дети не сразу, но дают правильные ответы.
Вместе со своими любимыми игрушками дети увлеченно принимают участие в игре «Принимайся за обед».
Здесь уже активнее мальчики. Мальчики усаживаются за стол и делают вид, что едят, в то время как девочки занимаются, в основном, процессом сервировки кукольного стола.
Слайд
Культурно-гигиенические навыки у детей закрепляем и в процессе еды. За процессом еды наблюдает Поварёнок. Он обращает внимание малышей на то, как чисто на столах, напоминает, что кушать следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Показывает, как пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Если дети забывают какое-либо требование, Поварёнок подходит к малышу и напоминает, ставит в пример ребят, которые более аккуратны.
Слайд
Для закрепления навыков пользования носовым платком (при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом отворачиваться, проводим различные дидактические игры такие как: «Таня простудилась», «Мишка заболел» и др. В игре своим примером показываем детям, как нужно пользоваться носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман. Дети тоже достают свои платочки и начинают «покашливать», прикрывая рот платком, при этом, отворачиваясь друг от друга. Такие игровые ситуации помогли закрепить нам умения детей пользоваться носовым платком, аккуратно его хранить, и главное, большая часть детей перестала быть безразличной к тому, что у них неопрятный нос.
Все культурно-гигиенические действия, проводимые с детьми, мы сопровождаем художественным словом, что значительно оживило процесс.