Папки-передвижки

Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора (24 фото)

Валентина Логинова
Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Цель работы: формирование грамматически правильной, интонационно оформленной речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора

Задачи:1. Формировать представления детей о фольклоре.

2. Знакомить детей с устным народным творчеством.

3. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения.

4. Учить отгадывать загадки.

Публикация «Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора» размещена в разделах

5. Побуждать принимать участие в драматизации сказок.

6. Побуждать детей к использованию фольклорных произведений в повседневной жизни.

7. Активизировать в речи слова из фольклорных произведений.

8. Работать над правильным звукопроизношением.

9. Вырабатывать правильное дыхание, дикцию, интонацию детей.

10. Продолжать обогащать словарь детей словами из фольклорных произведений.

11. Активизировать в речи «фольклорные» слова.

12. Учить подбирать качественные прилагательные к существительным. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

13. Учить детей отвечать полными, распространёнными предложениями.

14. Учить детей поддерживать диалог со взрослыми и со сверстниками, как в повседневной жизни, так при рассказывании фольклорных произведений и участии в театрализованной деятельности.

15. Побуждать детей к театрализации фольклорных произведений.

16. Учить детей играть в речевые, театрализованные, сюжетные и подвижные игры, с использованием средств фольклора.

17. Вызвать интерес детей к фольклорным произведениям. Формировать чувство уважения, гордости, любви к русскому фольклору.

С целью повышения уровня развития речи дошкольников, устранения ошибок в речи детей, фольклорные произведения используются мною на занятиях по развитию речи, по формированию целостной картины мира, по формированию элементарных математических представлений, лепке, рисованию, аппликации; во время сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических и подвижных игр; во время развлечений, драматизаций. С целью приобщения родителей к работе по устранению «речевых проблем» дошкольников, мною проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы для родителей; проводится приобщение родителей к изготовлению поделок, иллюстраций к сказкам, потешкам, пословицам, поговоркам; проводятся посещения родителями занятий и режимных моментов.

Фото №1 Цель работы формирование грамматически правильной интонационно оформленной речи детей младшего среднего и старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Фото №2 Формировать представления детей о фольклоре

На занятиях по развитию речи дети знакомятся с такими формами фольклора, как пословицы, поговорки, загадки, русские народные сказки; потешки, заклички. Для совершенствования речевого аппарата на занятиях я использую игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, а так же подвижные игры; игровые ситуации, сказочных персонажей, сюрпризные моменты; артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, дыхательную гимнастику, пальчиковые игры и чистоговорки. Весьма неожиданным и загадочным стало появление на занятии бабы Яги…, Вороны-модницы…., маленького весёлого поросёнка…., волка, Весны, бабушки-загадушки, Кикиморы, бабочки-мастерицы

Знакомить детей с устным Народная культура фольклор народным творчеством Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения Учить отгадывать загадки Публикация Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора размещена в разделах Народная культура фольклор Развитие речи Речевое развитие детей Темочки Побуждать принимать участие в драматизации сказок

В пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе. Дети должны знать о том, что старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, о том, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой. При знакомстве с пословицами и поговорками дети рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы. Мной были собраны картотеки пословиц и поговорок, постоянно используемые в работе на занятиях по формированию правильной речи дошкольников. Детям дошкольного возраста очень нравятся потешки. Они помогают детям не только развивать память, речь, но и выражать своё настроение, эмоции: огорчение, радость, тревогу, удивление. На своих занятиях я потешки сопровождаю показом действия, показом красочных иллюстраций, что делает занятие более интересным. Знакомство с потешками происходит не только на занятиях по развитию речи. Стараюсь как можно чаще использовать их на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. С этой целью была создана картотека потешек, подобраны к ним иллюстрации, разбработаны конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации.

Фото №3 Побуждать детей к использованию фольклорных произведений в повседневной жизни

Особое место в моей работе с детьми по формированию речи занимают загадки. Почему? В загадках отображён весь окружающий человека мир. Сначала дети затрудняются правильно отгадать ту или иную загадку. Необходимо научить их внимательно слушать и слышать в загадке какие – то признаки, подсказки, которые помогут дать правильный ответ. Я считаю очень важным дать малышу возможность не просто отгадать загадку, но и доказать, что отгадка правильна. С помощью родителей мы подобрали картотеку загадок.

Фото №4 Активизировать в речи слова из фольклорных произведений Фото №5 Работать над правильным звукопроизношением

Сказка…. Сказка…. Сказка…

Дети дошкольного возраста живут в мире сказок: своих, придуманных сказок; тех сказок, которые они слышали от родителей, бабушек, в детском саду. Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить: это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник знаний, который позволяет детям развивать речь, учиться сопереживать и сочувствовать героям сказки, развивать творческий потенциал каждого ребёнка. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами. Сказка раскрывает перед ребёнком остроту и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Народные сказки просты для понимания и глубоки для переживания. Благодаря сказкам ребёнок познаёт окружающий мир, учится понимать и любить всё живое. В «Стране Читалии», которая была создана силами родителей наших воспитанников, имеется богатая подборка русских народных сказок и иллюстраций к ним.

Вырабатывать правильное дыхание дикцию интонацию детей Продолжать обогащать словарь детей словами из фольклорных произведений Активизировать в речи фольклорные слова Учить подбирать качественные прилагательные к существительным Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде числе и падеже

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности: лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности.

Именно поэтому я использую различные формы фольклора на всех занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Это не просто вызывает интерес детей к занятию, но и стимулирует поисковую, познавательную активность детей

Фото №6 Учить детей отвечать полными распространёнными предложениями Фото №7 Учить детей поддерживать диалог со взрослыми и со сверстниками как в повседневной жизни так при рассказывании фольклорных произведений и участии в театрализованной деятельности Фото №8 Побуждать детей к театрализации фольклорных произведений Фото №9 Учить детей играть в речевые театрализованные сюжетные и подвижные игры с использованием средств фольклора

Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление.

Принципы отбора фольклорного материала, способствующего математическому развитию дошкольников :

- фольклорная форма должна иметь математическое содержание;

- математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;

- фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны детям;

- словарный материал должен быть понятен детям.

Необходимо использовать следующие методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике:

- включение фольклора в математические занятия не должно быть самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать поставленные математические цели и задачи;

- перед включением фольклорных форм в занятие, необходимо уточнить, знают ли дети, используемые в них слова, понятен ли смысл;

- народные подвижные игры можно использовать в качестве физ. минуток на занятиях по математике;

- при выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, где живёт ребёнок, таким образом приобщая его к культурному наследию своего народа.

Учитывая все эти особенности и рекомендации, я стараюсь включать фольклорные произведения в каждое занятие по формированию элементарных начальных математических представлений. Мной были разработаны конспекты занятий по формированию элементарных начальных математических представлений с использованием различных форм русского фольклора

Фото №10 Вызвать интерес детей к фольклорным произведениям Фото №11 Формировать чувство уважения гордости любви к русскому фольклору
Публикации по теме:

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани» 1часть Известный русский писатель К. Аксаков сказал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри.

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани» 4часть Речевой материал для использования родителями: Крепка, звонка да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля) Лежит птица.

Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых дошкольников с помощью малых форм фольклора В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с тяжёлыми интеллектуальными.

Формирование активной речи детей раннего возраста посредством использования малых форм устного народного творчества Вашему вниманию предлагается квалификационная работа на тему: (слайд 1). Актуальность выбранной темы обусловлена следующими положениями:.

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Из опыта работы Поддубной Антонины Александровны,.

Консультация «Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников» В обучении детей неоценимую роль играют произведения фольклора: как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, скороговорки,.

Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.

Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует.

Статья на тему: «Использование малых форм фольклора для развития речи детей» Использование малых форм фольклора для развития речи детей Детский фольклор представляет собой особую самостоятельную отрасль устного народного.

Влияние малых форм фольклора на развитие связной речи дошкольников. Народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение, является одним из слабо изученных вопросов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора
Опубликовано: 19 июля 2015 в 20:04
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Логинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД