Валентина Логинова
Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: формирование грамматически правильной, интонационно оформленной речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи:1. Формировать представления детей о фольклоре.
2. Знакомить детей с устным народным творчеством.
3. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения.
4. Учить отгадывать загадки.
Публикация «Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора» размещена в разделах
5. Побуждать принимать участие в драматизации сказок.
6. Побуждать детей к использованию фольклорных произведений в повседневной жизни.
7. Активизировать в речи слова из фольклорных произведений.
8. Работать над правильным звукопроизношением.
9. Вырабатывать правильное дыхание, дикцию, интонацию детей.
10. Продолжать обогащать словарь детей словами из фольклорных произведений.
11. Активизировать в речи «фольклорные» слова.
12. Учить подбирать качественные прилагательные к существительным. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
13. Учить детей отвечать полными, распространёнными предложениями.
14. Учить детей поддерживать диалог со взрослыми и со сверстниками, как в повседневной жизни, так при рассказывании фольклорных произведений и участии в театрализованной деятельности.
15. Побуждать детей к театрализации фольклорных произведений.
16. Учить детей играть в речевые, театрализованные, сюжетные и подвижные игры, с использованием средств фольклора.
17. Вызвать интерес детей к фольклорным произведениям. Формировать чувство уважения, гордости, любви к русскому фольклору.
С целью повышения уровня развития речи дошкольников, устранения ошибок в речи детей, фольклорные произведения используются мною на занятиях по развитию речи, по формированию целостной картины мира, по формированию элементарных математических представлений, лепке, рисованию, аппликации; во время сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических и подвижных игр; во время развлечений, драматизаций. С целью приобщения родителей к работе по устранению «речевых проблем» дошкольников, мною проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы для родителей; проводится приобщение родителей к изготовлению поделок, иллюстраций к сказкам, потешкам, пословицам, поговоркам; проводятся посещения родителями занятий и режимных моментов.
На занятиях по развитию речи дети знакомятся с такими формами фольклора, как пословицы, поговорки, загадки, русские народные сказки; потешки, заклички. Для совершенствования речевого аппарата на занятиях я использую игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, а так же подвижные игры; игровые ситуации, сказочных персонажей, сюрпризные моменты; артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, дыхательную гимнастику, пальчиковые игры и чистоговорки. Весьма неожиданным и загадочным стало появление на занятии бабы Яги…, Вороны-модницы…., маленького весёлого поросёнка…., волка, Весны, бабушки-загадушки, Кикиморы, бабочки-мастерицы
В пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе. Дети должны знать о том, что старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, о том, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой. При знакомстве с пословицами и поговорками дети рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы. Мной были собраны картотеки пословиц и поговорок, постоянно используемые в работе на занятиях по формированию правильной речи дошкольников. Детям дошкольного возраста очень нравятся потешки. Они помогают детям не только развивать память, речь, но и выражать своё настроение, эмоции: огорчение, радость, тревогу, удивление. На своих занятиях я потешки сопровождаю показом действия, показом красочных иллюстраций, что делает занятие более интересным. Знакомство с потешками происходит не только на занятиях по развитию речи. Стараюсь как можно чаще использовать их на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. С этой целью была создана картотека потешек, подобраны к ним иллюстрации, разбработаны конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации.
Особое место в моей работе с детьми по формированию речи занимают загадки. Почему? В загадках отображён весь окружающий человека мир. Сначала дети затрудняются правильно отгадать ту или иную загадку. Необходимо научить их внимательно слушать и слышать в загадке какие – то признаки, подсказки, которые помогут дать правильный ответ. Я считаю очень важным дать малышу возможность не просто отгадать загадку, но и доказать, что отгадка правильна. С помощью родителей мы подобрали картотеку загадок.
Сказка…. Сказка…. Сказка…
Дети дошкольного возраста живут в мире сказок: своих, придуманных сказок; тех сказок, которые они слышали от родителей, бабушек, в детском саду. Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить: это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник знаний, который позволяет детям развивать речь, учиться сопереживать и сочувствовать героям сказки, развивать творческий потенциал каждого ребёнка. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами. Сказка раскрывает перед ребёнком остроту и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Народные сказки просты для понимания и глубоки для переживания. Благодаря сказкам ребёнок познаёт окружающий мир, учится понимать и любить всё живое. В «Стране Читалии», которая была создана силами родителей наших воспитанников, имеется богатая подборка русских народных сказок и иллюстраций к ним.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности: лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности.
Именно поэтому я использую различные формы фольклора на всех занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Это не просто вызывает интерес детей к занятию, но и стимулирует поисковую, познавательную активность детей
Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление.
Принципы отбора фольклорного материала, способствующего математическому развитию дошкольников :
- фольклорная форма должна иметь математическое содержание;
- математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;
- фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны детям;
- словарный материал должен быть понятен детям.
Необходимо использовать следующие методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике:
- включение фольклора в математические занятия не должно быть самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать поставленные математические цели и задачи;
- перед включением фольклорных форм в занятие, необходимо уточнить, знают ли дети, используемые в них слова, понятен ли смысл;
- народные подвижные игры можно использовать в качестве физ. минуток на занятиях по математике;
- при выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, где живёт ребёнок, таким образом приобщая его к культурному наследию своего народа.
Учитывая все эти особенности и рекомендации, я стараюсь включать фольклорные произведения в каждое занятие по формированию элементарных начальных математических представлений. Мной были разработаны конспекты занятий по формированию элементарных начальных математических представлений с использованием различных форм русского фольклора