Лариса Волынец
Консультация «Формирование ИЕТ компетентности педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ИЕТ компетентности педагогов ДОУ
Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Информационная компетентность педагога – это умение ориентироваться в информационном поле, находить необходимую информацию и встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации являются мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников; стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета.
Публикация «Консультация „Формирование ИЕТ компетентности педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Процесс информатизации образования отражен в таких нормативных документах: как
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 29 «Информационная открытость образовательной организации»;
- в Федеральном Государственном образовательном стандарте Дошкольного образования указаны требования, направленные на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, и способствующие профессиональному развитию педагогических работников;
- в «Профессиональном стандарте педагога» говорится о необходимости
владения ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. повысить уровень ИКТ - компетенций педагогов;
2. разработать и апробировать технологии мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
3. систематизировать, обновить и пополнить информационные ресурсы образовательного процесса.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – это то, что с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними. Учитывая это, первостепенной задачей становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
Работу по развитию информационной компетентности педагогов осуществляли через :
1. Посещение курсов по программе «Информационно-коммуникационые технологии» в базовом межшкольном методическом центре с включением модулей: Microsoft Office Word, Microsoft Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Excel, Adobe Photoshop
2. Семинары «Создание электронного портфолио», «Презентация электронного кабинета городского методического объединения», «Ресурсы Интернет в помощь педагогу», где были выданы рекомендации по составлению портфолио и правила создания максимально эффективного слайд - сопровождения
3. Дистанционное обучение - как современное средство повышения квалификации педагогического работника
Формы работы с педагогами
В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов :
• Недели педагогического мастерства : в рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
• Наставничество: постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении. Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
• Работа в команде; в такой форме, команду составляют педагоги, владеющие информационно-компьютерными технологиями, и педагоги с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., педагог непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы начинающих.
• Пополнение технической базы. Выданы ноутбуки на каждую возрастную параллель, что предоставляет большие возможности педагогам для создания информационной базы на группе. В учреждении имеется мультимедийная установка, диапроектор, экран. Воспитатели подготовительной к школе группе № 6 самостоятельно приобрели мультимедийную установку для образовательной работы с детьми в группе.
Также мы опирались на личную заинтересованность педагогов в повышении уровня ИКТ-компетентности.
Использование ИКТ в методической работе
Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ.
В методической работе нашего дошкольного учреждения они (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.
Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:
• для Областная конференция психологов: по теме «Создание психологического комфорта ребенка в образовательной среде посредством реализации программы «Одаренный ребенок»;
• для Городская конференция «Реализация эффективных форм взаимодействия на основе системного подхода к преемственности МБДОУ ДС «Страна чудес» и МБОУ СОШ № 32»
• для Городской семинар «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений».
• Для Городской конкурс «Педагог года- 2015» - мастер-класс «Мир на ладони»
• портфолио педагогов;
• для Городской мастер – класс по архитектуре «Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с архитектурой»
• для Городское Методическое объединение психологов: презентация по теме «Развитие интеллекта дошкольников при реализации программы «Одаренный ребенок»;
• для Городское мероприятие «Неделя педагогического мастерства» : создание презентации по теме «Система работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста»;
• для Городская акция «Здравствуй, малыш!»
• Педсовет «Совершенствование физического развития дошкольников посредством приобщения к здоровому образу жизни»
• «Знакомимся с федеральным законом «Об образовании в РФ», с федеральным государственным образовательным стандартом»
Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс
На данный момент, педагогами дошкольной образовательной организации разработаны и апробированы более 30 занятий с использованием информационных технологий. Подобраны презентации по образовательным разделам программы: «Познавательное развитие» по ознакомлению с природой, по познавательно-исследовательской деятельности.
Создан электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; в учреждении имеется свой интернет-сайт, модератор - воспитатель Карсакова Е. В. Которая является победителем конкурса на лучший сайт Педагога дошкольного образования. Елена Владимировна Карсакова и Подрезова Елена Фрульевна подготовили для участия в городском конкурсе «Инфорадуга» детей детского сада. Смолякова Милана – воспитанница Карсаковой Елены Владимировны стала победительницей конкурса в номинации «Портфолио».
За последние три года в конкурсе «Информика» в БММЦ участвовало 12 педагогов.
Педагог Карсакова Е. В. стала победителем городского конкурса «Информика- 2013»
86% педагогов имеют свои Мини - сайты на международном русскоязычном социальном образовательном сайте Мааам. ру. в социальной сети работников образования nsportal.ru, на сайте для воспитателей детских садов «Дошколёнок. ру». Участвуют в ежемесячных конкурсах в номинациях «Лучшая методическая разработка», «Лучший конспект занятия». Участвуют в конкурсах, конференциях Информационно-Методического Центра «АГОРА». Отсылают свои работы на Всероссийский интернет-педсовет ПЕДСОВЕТ. ORG.
Вместе с детьми участвуют в работе сайта Талантоха – конкурсы для детей и педагогов. Так воспитанница педагогов Нерух Ларисы Юрьевны и Черняевой Людмилы Владимировны Евланова Оля заняла первое место в конкурсе «Сундук сказок».
Таким образом, реализуя программу информатизации можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и развитие ребенка.