Папки-передвижки

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности

Ольга Андросова
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать всё!

Публикация «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности» размещена в разделах

С ранних лет формируется первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды местными историко-культурными, национальными, географическими, природными, особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представление о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотизм раскрывается как почитание Отечества – исторического поприща предков.

Патриотическое воспитание – сложная образовательная задача, она включает в себя исследование прошлого и настоящего.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Научные исследования, педагогический опыт и результаты педагогической диагностики детей старшей группы показывают, что наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Но каким образом воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста?

На этот вопрос мы нашли ответ: «Краеведческая и туристическая деятельность».

Мы убеждены, что в краеведческой и туристической деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания : краеведческая и туристическая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий и походов изучать страну, начиная с «малой родины», патриотические, трудовые, военные, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. Будучи по природе коллективисткой, туристско-краеведческая деятельность обучает ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе. В процессе экскурсии ребенок получает положительный заряд бодрости, происходит постепенное закаливание детского организма естественными силами природы, совершенствуются физические умения и навыки.

Считаем, что возможность воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой и туристической деятельности не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность воспитателя, тесное взаимодействие со специалистами ДОУ и социокультурными учреждениями города.

Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование.

Ведущим методом воспитания является игра, игровые приемы как основа развития ребенка в дошкольном возрасте. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс краеведческой и туристической работы. Этому же способствует выполнение дошкольникам во время путешествий определенных «должностей» : знатоки маршрута леса, микрорайона, растений, транспорта. «Знатоки» во время экскурсий, выполняя часть общей работы, обогащаются знаниями и умениями, учатся быть самостоятельными, ответственными.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникать путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребенок.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических рекомендаций.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родной Белгородчины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

Можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников :

Формировать любовь к родному краю и интерес к прошлому и настоящему Белгородской области.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастно к этому.

• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культа, природа).

Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом будет реализована при условии организации игровых познавательных занятий.

«Путешествие по родному городу»

Цель:

Познакомить детей с историей нашего города. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, воспитывая любовь к нему, чтить память наших героев в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:

Кукла в английском национальном костюме, репродукции и фотографии с изображением города, предметные изображения людей, транспорта, зданий.

Предварительная работа:

Посещение Диорамы, экскурсии в парк Ленина, на площадь города, рассматривание иллюстраций нашего города, составление рассказов «Почему я люблю свой город»

Ход занятия

Воспитатель:

В гости в детский сад приехала иностранка из Англии – Мэри (персонаж кукла). Ей очень нравится наш город, и она хочет его лучше узнать, познакомиться с достопримечательностями. Давайте сегодня познакомим гостью с историей нашего родного города.

Ребята как вы думаете, где в нашем городе можно узнать об истории Белгорода.

Ответы детей (Краеведческий музей, библиотека, Диорама Огненная дуга)

Воспитатель: Давайте отправимся в музей, но на каком виде транспорта мы поедем?

Ответы детей (Автобус, Троллейбус, маршрутное такси, машина)

Что за чудо – синий дом

Окна светлые кругом

Носит обувь из резины

А питается бензином. (автобус)

Воспитатель: Кто видит автобус?

Дети: Автобус водит шофёр, водитель.

Воспитатель: Выберите водителя.

Дети выбирают водителя. Он садится в кабину построенного из стульев автобуса, остальные дети и кукла – пассажиры. Рассаживаются в автобусе.

С «Песенкой друзей» С. Михалкова дети отправляются в путь.

// остановка.

Областной краеведческий музей. Дети выходят из автобуса и подходят к столам, на которых расположены фотографии с видами их родного города. Педагог выступает в роли экскурсовода. Рассказ об истории города.

«Белгород – один из древних городов. Он был основан 400 лет назад. Сначала была построена Белгородская крепость на правом берегу тогда многоводной и судоходной реки Северского Донца, на высокой меловой горе, от которой и получила свое название. Крепость находилась вблизи дорог, поэтому подвергалась частым нападением кочевников. Стычки с врагами проходили ежедневно. Гарнизон крепости и его разъездные отряды всегда находились в готовности и давали противнику крепкий отпор. Но в одном из таких боев крепость была сожжена. После этого Белгород был выстроен на левом восточном берегу Северского Донца, там находится теперь Старый город.

Центральным военным и административным пунктом новой укрепленной линии стал город – крепость Белгород, где находился воевода – начальник.

С Белгородом связаны важные события суровых героических лет Великой Отечественной войны. Они занимают достойное место в истории нашей Родины. Подробнее об этом можно узнать, посетив Диораму «Огненная Дуга».

Автобус отправляется дальше.

// остановка:

Диорама «Огненная Дуга»

Дети выходят из автобуса, проходят в музей, экскурсовод показывает иллюстрации и рассказывает о боевых сражениях. Рассказы детей о посещении ранее диорамы. Просмотр фотографий.

/// остановка:

Д/и «Наш город».

При помощи считалочки дети делятся на 4 группы 2-3 человека. Каждой группе дается задание: посмотреть, кто живет в городе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей – картинки на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой – отобрать картинки с рисунками, на которых изображены здания города (театр, церковь, диорама, магазин, вокзал, аэропорт). По сигналу водящего ребята идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения. Возвратившись на свои места, дети показывают картинки (каждая группа отдельно от другой) и рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, и что на них изображено.

Под музыку дети садятся в автобус и едут в Детский сад.

Воспитатель: Вот мы и приехали. Англичанке Мэри понравился наш город. Она благодарит вас за интересную экскурсию и прощается с вами.

Публикации по теме:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм.

«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности» «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности» Введение. Формирование патриотических чувств дошкольников.

«Памяти павших будем достойны». Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста«Памяти павших будем достойны». Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста всегда было актуальной темой. В рамках месячника, посвященного.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Воспитание патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями детей: семья, детский сад, родной.

Из опыта музыкального руководителя «Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыки» Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя очень широкий круг задач. Это воспитание любви к родному дому, семье, городу, родной.

Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».

Консультация на тему: «Формирование представлений у старших дошкольников о функциях органов чувств» Формирование представлений у старших дошкольников о функциях органов чувств. Природа не только создала человека, как органическое тело,.

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при взаимодействии с родителями ЦЕЛЬ: - Создать условия для осуществления комплексного подхода к воспитанию нравственно-патриотических качеств, для приобщения дошкольников.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста является одной из задач нравственного воспитания. Любовь ребенка.

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности
Опубликовано: 3 июля 2015 в 10:59
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андросова (УИ 118443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД