Фёкла
Сохранение и формирование психологической компетентности педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и формирование
психологической компетентности педагогов ДОУ
ФГОС дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, в котором участвует педагог. «Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей…», (п. 3.4.2 ФГОС).
Публикация «Сохранение и формирование психологической компетентности педагогов ДОУ» размещена в разделах
Проблема профессиональной и психологической компетентности педагогических работников в современном мире, очень важна.
У педагога - разноплановая социальная ответственность: за обучение, воспитание и развитие ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведения методики воспитания и обучения, за умение предоставить свою работу и обобщить свой опыт, за безопасность и здоровье ребенка
Сегодня педагоги дошкольных учреждений вынуждены работать в ситуации непрерывно изменяющихся внешних и внутренних требований. Между детьми и педагогами существует непосредственная связь и взаимозависимость. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления у него синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на дошкольников.
Недостаточный уровень психологической компетентности педагогов способствует появлению в образовательной среде негативных проявлений: конфликтные межличностные отношения, эмоциональные напряжения, стрессы. Негативные психологические тенденции в работе педагога ДОУ обуславливаются как чертами характера, особенностями личности, так и ситуативными проявлениями, связанными с нерешенными проблемами, стрессовыми состояниями.
Все эти проявления отражаются на работе воспитателей дошкольных учреждений.
Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этом вопросе необходим личный пример.
Дошкольному учреждению необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Считается, что каждый педагог должен быть не просто психологически образован, но и психологически компетентен.
Осознание неразрывной связи педагогов и детей ДОУ нацелило меня на организацию работы по сопровождению воспитателей в образовательном процессе. В нашем дошкольном учреждении есть молодые специалисты, которым необходимо повысить психолого-педагогическую компетентность.
С целью повышения психологической компетентности педагогов были использованы различные методы: лекции, семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, беседы, анкетирование, игры-релаксации, лектории.
Задачи работы:
• содействовать расширению и обновлению профессиональных знаний педагогов в области психологии;
• помогать в участии педагога в научно-методических конференциях, семинарах;
• помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста, формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;
• снять психоэмоциональное напряжение педагогов, повысить уровень стрессоустоичивости.
Положительным результатом моей работы можно считать формирование у педагогов эффективного взаимодействия, преодоление коммуникативных барьеров, повышение профессиональной и психологической компетентности и профилактику эмоционального выгорания. А так же формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции педагога, проявление желаний к самообразованию.
Такая работа поможет в работе психологам и педагогам ДОУ.
Балабанова Татьяна Владимировна
педагог-психолог