Елена Злобина
Формирование элементарных математических представлений у детей с ТНР посредством организации математического центра
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования чётко определяет требования к развивающей предметно-пространственной среде, как к одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой специально организованное пространство, которое «обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, … для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей с ТНР посредством организации математического центра» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Поскольку игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, именно игровой подход к изучению предмета математики мы-педагоги, считаем наиболее приемлемым. Ведь обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, примеров, которые дают возможность решать различные математические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Наблюдая за детьми в процессе игры, отмечаем, что когда внимание ребёнка приковано к игре, то он сам того не замечая, решает сложные игровые математические задачи, оперирует математическими терминами, развивается и обучается одновременно.
Для успешной реализации образовательной области «Познавательное развитие» для формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи в группе организован центр занимательной математики «Узнавай – ка».
Центр находится в специально отведенном месте, оснащен играми, пособиями математического содержания, позволяющими в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя что-то новое в области математики через детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.
Целью центра «Узнавай- ка» является создание условий для развития элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность. Развивающая предметно – пространственная среда уголка соответствует требованиям ФГОС. Все материалы и игры просты и удобны в обращении, находятся в свободном доступе для самостоятельных занятий детей, яркие, многофункциональные. В течение года, по мере освоения игр детьми, согласно лексической теме, одни игры заменяются на другие, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала. Вся работа в уголке организуется с учетом индивидуальных способностей детей.
В паспорте уголка прописан весь демонстрационный и раздаточный материал. В математической игротеке размещены занимательные книги, рабочие тетради, листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты, а также настольно печатные игры, игры на составление целого из частей, различные виды мозаик, математические пазлы, игры на развитие мелкой моторики. Всё оборудование хранится в прозрачных контейнерах с надписью.
Учитывая особенности общего развития детей с нарушениями речи, предусмотрели пособия, направленные на развитие логического мышления, действий сравнения, логических операций, классификации: блоки Дъенеша, «Сложи квадрат» Б. П. Никитина, палочки Кюзенера, «Танграм», «Волшебный квадрат Воскобовича», «Геоконт» Воскобовича.
Для освоения навыков измерения высоты, объёма, длины в математическом уголке имеются : шнурки, ленты, верёвки, мерные стаканчики, баночки, сантиметры, песочные часы.
Математический центр «Узнавай-ка» оснащён разнообразными авторскими многофункциональными развивающими пособиями, которые позволяют реализовывать разнообразные идеи детей, развивают умение вести поиск решения самостоятельно, а также могут дополняться новыми элементами, придуманными детьми.
1. «Веселая гусеница» - модель игрового пособия. С помощью гусеницы изучаем прямой и обратный счет, соседей числа, последовательность дней недели.
2.«Развивающий кейс» - дидактическое пособие, каждая сторона коробки оформлена игрой – заданием, он мобилен, хорошо складывается, наполнен играми математического содержания для детей.
3. Математическое панно «Ларчик», в котором происходят математические чудеса. Набор цифр и серии картинок, помогают увлекательно и доступно знакомить детей с сенсорными эталонами, упражнять в количественном и порядковом счёте.
4. Лэпбук «Матрешка» — это многофункциональная интерактивная папка в форме матрёшки, с кармашками, хранящими в себе множество секретов и тайн, в привлекательной и интересной форме, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому (загадки, лабиринты, примеры и т. д.).
5. Панно «Математическая улица» стало самым популярным игровым пособием. Это модель города, пройти по улицам которого помогают карточки – задания. Панно-пособие имеет постоянное место на стене группового помещения, но при этом оно мобильно: дети самостоятельно снимают панно со стены, располагают на полу, на большом столе для дальнейших «путешествий». Дети по желанию могут зафиксировать ход своего передвижения и разместить в уголке.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подобранная предметно-развивающая среда, центр «Узнавай-ка», учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, формирует и развивает не только их математические способности, но и психические процессы. Дети стали более внимательными, сосредоточенными, у них улучшилась память, речь обогатилась новыми терминами и понятиями.