Ксения Зудина
Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических
представлений у детей с ОВЗ посредством дидактических игр
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, можно придти к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Главная цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления. Основные задачи:
приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей в группе с детьми с ОВЗ выстраивается с учё том следующих принципов:
доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
преемственность — обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников используются следующие инновационные методы и приемы:
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования
решение логических задач;
экспериментирование и опыты
воссоздание и преобразование
информационно коммуникативные технологии
здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная деятельность проводится в различных формах :
организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
демонстрационные опыты;
сенсорные праздники на основе народного календаря;
театрализация с математическим содержанием;
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
беседы;
самостоятельная деятельность в развивающей среде
Основной формой работы с дошкольниками с ОВЗ и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, мы знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Наша задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаем узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваем: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно кастрюли?" (поверхность стола, лист бумаги т. д.).
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая в данном направлении, мы всегда помним, что в дидактической игре математического направления наша роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Мы- вводим детей в ту или иную игру и знакомим их с методом ее ведения. Отбирая игры, мы исходим из того, какие программные задачи будем решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Вначале мы разбираем игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботимся о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Мы детально продумываем, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Мы всегда помним, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь мы- воспитатели должны принимать участие в дидактических играх. Мы являемся учителем и участником игры, учим детей и играем с ними, стремимся вовлечь всех детей, постепенно подводим их к умению следить за действиями и словами товарищей. Подбираем такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаем – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах. С целью стимулирования интеллектуального развития детей нами был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал : блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Кубики и цвет» и т. д. Мы собрали и систематизировали наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Для определения эффективности работы проводится педагогическая диагностика формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.
Основная цель, которой — выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
И все же невозможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. В работе с родителями используется разные формы работы :
родительские собрания
консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»
проекты с участием родителей
изготовление дидактических игр совместно с родителями
мастер-класс для родителей
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
совместное создание предметно-развивающей среды
анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников с ОВЗ – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.