Приложение МААМ

Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет

Людмила Малинчан
Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития.

Людмила Малинчан

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития.

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет.

Публикация «Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет» размещена в разделах

Тема: «Обобщение и закрепление знаний детей по разделам программного материала: количество и счет, геометрические фигуры, размер предметов, пространственные и временные понятия, состав числа, решение арифметических задач, точки, линии»

Малинчан Л. Ю. - учитель дефектолог

ГБДОУ НАО Детский сад

«РОМАШКА»

г. Нарьян-Мар 2016 г.

Общеобразовательные задачи:

- закреплять знания детей в счете количественном и порядковом, умение устанавливать последовательность ряда чисел в прямой и обратной последовательности.

- закреплять умение видеть недостающие числа в числовом ряду (прямая, обратная последовательность).

- закреплять понятие «соседи числа» (предыдущее и следующее число, предыдущее число меньше на один, следующее число больше на один).

- закреплять основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, многоугольник).

- закреплять умение определять фигуры по существенным, характерным признакам.

- закреплять понятие по восприятию размера (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий, умение располагать предметы по заданным признакам в возрастающем и убывающем порядке.

- закреплять ориентировку в себе, в малом пространстве, на плоскости листа квадратной формы.

- закреплять практическое знакомство с составом чисел, умение составлять число из двух меньших чисел, дополнять числа.

- закреплять знания детей в решении арифметических задач с опорой на иллюстративный материал, умение выделять в задаче основные компоненты (условие, вопрос, решение, ответ).

- закреплять умение отличать арифметическую задачу от маленького рассказа, называть основные отличительные признаки.

- закреплять арифметические знаки (плюс, минус, равно, больше, меньше).

- закреплять понятие линии (ломанная, волнистая, прямая, точка, отрезок. Активизировать словарь, за счет слов, обозначающих обобщающие понятия (цвета и оттенки, числа, геометрические фигуры, времена года, части суток, арифметические знаки, арифметическая задача, дни недели, размер предметов, развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие задачи :

- развивать у детей слуховое внимание, объем зрительной, слуховой памяти.

- развивать целостность восприятия (умение выделять отдельные части, формы, в целостном предмете).

- развивать понятийное мышление, умение анализировать, вычленять лишние предметы из множества, объяснять свой выбор.

- развивать мелкую моторику рук.

- развитие эмоционального состояния детей (радость, спокойствие).

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения друг к другу.

- воспитывать интерес к предмету математика.

- воспитывать умение оказывать взаимопомощь, взаимовыручку при выполнении заданий.

Демонстрационный материал:

- картина «Весна»;

- цветовая полоса розового цвета;

- цифра 3;

- бабочка составленная из геометрических фигур;

-геометрические фигуры (квадрат, многоугольник, ромб, трапеция, треугольник, круг, прямоугольник, овал);

- квадраты четырех цветов (белого, голубого, зеленого, желтого);

- волшебный цветок;

- схема задачи в виде пирамидки из четырех колец (условие, вопрос, решение, ответ);

- круг, на котором изображены линии (прямая, волнистая, ломаная, точки, отрезок).

Раздаточный материал:

- лепестки с числами (по два лепестка на каждого ребенка);

- квадраты разного размера (по два квадрата на каждого ребенка);

- картинки, на которых изображен иллюстративный материал для решения задач;

- занимательный цветок для выполнения задания на состав числа;

- счетные палочки;

-числовые карточки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Педагог: Доброе утро, дети! Я рада встречи с вами. А сейчас подарите друг другу улыбку. Я прикоснусь этим волшебным цветочком к каждому из вас, а вы улыбнитесь. Замечательно! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательный мир математики, будем выполнять различные задания, поэтому каждый из вас проявит свою смекалку, старание, любознательность, сообразительность. Будьте внимательны, не отвлекайтесь, если затруднитесь, не переживайте, «Королева математики», придет к вам на помощь! Влево, вправо повернись, покружись, и в «Королеву математики» - превратись! (действие выполняет педагог, одевая на голову «математическую корону»).

Основная часть:

Педагог: Дети, внимательно посмотрите на доску, вы видите предметы, каждый предмет нам о чем-то говорит. Я буду указкой прикасаться к каждому предмету, а вы будете говорить - что это означает?

Ответы детей.

Педагог: Да, действительно за окном время года - весна! Время суток - утро! А день недели - среда!

Педагог: Вспомните, как называется третий весенний месяц, который у нас в гостях?

Ответы детей.

Педагог: Да, сегодня 16 мая! Молодцы ребята, порадовали вы меня! А сейчас внимательно посмотрите, у каждого на столе лежит по два лепестка, обратите внимание на цвет лепестков, числа на лепестках, а на обратной стороне лепестка изображены геометрические фигуры. Чтобы лепестки оживились, постараемся выполнить задание.

Коррекционно-развивающее упражнение

Угадайте, что обозначают эти слова?

Цель: закреплять обобщающие математические понятия, словесная форма.

1. Красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый, коричневый, белый, серый (цвета и оттенки).

2. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, многоугольник (геометрические фигуры).

3. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять (числа).

4. Плюс, минус, равно, больше, меньше (арифметические знаки).

5. Большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, толстый - тонкий (размер предметов).

6. Зима, весна, лето, осень (времена года).

7. Утро, день, вечер, ночь (части суток).

8. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье (дни недели).

9. Март, апрель, май (весенние месяцы).

10. Условие, вопрос, решение, ответ (арифметическая задача).

11. Прямая, волнистая, ломанная (линии).

Ответы детей.

Педагог: Молодцы, ребята! Я рада за вас! Всех я с места поднимаю, в круг большой приглашаю! Выходите в круг с лепестками, сейчас мы с вами поиграем.

Я положу в центр группы круг, на котором изображены линии (волнистая, прямая, ломаная, точки, отрезок) и буду прикасаться указкой к изображениям, а

Ответы детей :

Педагог: Правильно дети, это линии (прямая, ломаная, волнистая, это точки, а это отрезок! С помощью линий мы можем показать свое настроение (прямая линия-спокойствие, волнистая линия-радость). Нам на занятии сегодня будут помогать «Радость» и «Спокойствие»!

Педагог: А сейчас присоединяйте лепестки к этому волшебному кругу, в той последовательности - как идут числа от 1 до 10. Назовите недостающие числа и расположите их на свое место.

Педагог: Посмотрите внимательно на этот красивый, занимательный цветок! Сейчас поиграем с лепестками, возьмите свои лепестки в руки, в левую руку-лепесток с числом которое меньше, а в правую руку- с числом которое больше.

Педагог: Назовите число, которое меньше данного числа на один?

Ответы детей :

Педагог: Назовите число, которое больше данного числа на один?

Ответы детей :

Педагог: Назовите соседей данного числа?

Ответы детей :

Педагог: Назовите пропущенные числа между данными числами?

Ответы детей :

Педагог: Назовите, какой по счету лепесток, опираясь на число, изображенное на вашем лепестке?

Ответы детей :

Педагог: Молодцы ребята! Каждый из вас проявил старание, «Королева математики» рада за вас! А сейчас вы будете садиться на свои места, но чтобы выйти из круга, каждый выполнит задание.

Коррекционно-развивающее упражнение

«Назови как можно больше слов, обозначающих математические понятия»

Цель: Закреплять основные цвета и оттенки, геометрические фигуры, числа в обратной последовательности от 10 до 1 размер предметов, арифметические знаки, арифметическую задачу, времена года, части суток, дни недели, линии весенние месяцы).

Педагог: У каждого на столе лежат карточки с геометрическими фигурами. Правой ладонью вы будете закрывать фигуру, о которой я буду рассказывать. Будьте внимательны!

1. Я фигура - хоть куда.

Очень ровная всегда.

Все углы во мне равны.

И четыре стороны.

Кубик - мой любимый брат.

Потому - что я квадрат!

2. Он похож на колесо.

А еще на букву О.

По дороге катится.

И в ромашке прячется.

Нрав его совсем не крут.

Догадались? Это (круг).

3. Встал квадрат на уголок-

Ткнулся носом в потолок

Вверх он рос еще дней пять

Как теперь его назвать? (ромб)

4. Он похожий на яйцо.

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность-

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал

Получился вдруг … (овал)

5. Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник-

Стал квадрат …. (прямоугольник)

6. На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла, Три стороны.

Меж собой соедини

Получился не угольник,

А красивый … (треугольник)

7. Треугольник подпилили

И фигуру получили

Два тупых угла внутри

И два острых – посмотри

Не квадрат, не треугольник

А похож на многоугольник (трапеция)

8. Эта фигура имеет много углов, восемь углов.

Что же это за фигура? Догадался милый друг? (многоугольник, восьмиугольник).

Педагог: Выставляет фигуры на демонстрационную доску, вспомните, у кого на обратной стороне лепестков были эти фигуры? А сейчас поиграем с этими фигурами.

Коррекционно-развивающее упражнение

«Угадай, какая фигура будет лишняя»?

Цель: развитие мыслительной деятельности, умение вычленять фигуры по признакам формы, объяснять свой выбор, закреплять основные геометрические фигуры.

Педагог: Закройте, пожалуйста, глаза, угадайте, какой фигуры не стало?

Ответы детей :

Педагог: Правильно, нет овала!

Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на ряд геометрических фигур, угадайте, какая фигура из множества будет лишняя, и почему?

Ответы детей :

Педагог: Молодцы, это круг, потому - что эта фигура не имеет углов и сторон.

Педагог: Закройте глаза еще раз, откройте, угадайте, какой фигуры не стало?

Ответы детей :

Педагог: Молодцы, это многоугольник розового цвета!

Педагог: А сейчас какая фигура будет лишняя?

Ответы детей :

Педагог: И снова порадовали меня, треугольник, потому - что остальные фигуры имеют четыре угла и четыре стороны.

Педагог: Как называются фигуры, которые имеют четыре угла и четыре стороны?

Ответы детей :

Педагог: Догадались вы ребята, эти фигуры называются четырехугольники! Я рада за вас! Вы справились с этим заданием! А сейчас, быстро встаньте, улыбнитесь, в круг все дружно выходите!

Веселая переменка.

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше-выше подтянитесь!

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите, влево – вправо посмотрите, глазки вверх и вниз, вперед-назад.

Один, два, три, четыре, пять - мы начнем сейчас играть!

Педагог: Сейчас каждый из вас получит по два квадрата, обратите внимание на размер квадрата, на цвет, на фигуры, которые расположены в центре и в углах квадрата, посмотрите на размер квадратов своих друзей. А сейчас по сигналу, вы расположите квадраты по размеру - от самого большого, до самого маленького. Дети выполняют задание.

Педагог: У меня есть еще два квадрата, вы должны найти место и для этих квадратов.

Педагог: А сейчас подберите слова - обозначающие размер этих квадратов.

Ответы детей :

Педагог: Молодцы, ребята! Я рада за вас! А сейчас посчитайте и скажите какой по счету ваш квадрат?

Коррекционно-развивающее упражнение

(Угадай какой по счету).

Цель: закреплять порядковый счет, направление отсчета: слева - направо, опора на число: один первый, два - второй и т. д.

Педагог: Дети, посмотрите внимательно и скажите где находится фигура в квадрате?

Коррекционно-развивающее упражнение

«Угадай, где находится фигура в квадрате?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в квадрате, умение определять положение геометрических фигур по отношению к углам, центру, середине сторон квадрата. Закреплять понятие правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол, центр квадрата, середина верхней стороны, середина нижней стороны, середина правой стороны, середина левой стороны.

Ответы детей :

Педагог: молодцы, ребята! Вы справились с заданием, а теперь сядем на свои места.

Педагог: Послушайте внимательно загадку:

Шевелились у цветка все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, он взлетел и полетел.

Что это?

Ответы детей :

Педагог: Правильно, это бабочка! Посмотрите внимательно на эту бабочку и скажите, из каких геометрических фигур она состоит?

Ответы детей :

Педагог: Правильно, бабочка состоит: из кругов, овалов, ромбов и треугольников.

Видишь, бабочка летает?

На лугу цветы считает, числа к лепесточкам подбирает,

да не может сосчитать!

Даже умная пчела числа подобрать, так и не смогла!

Сейчас у каждого на столе, появится волшебный занимательный цветок.

Вам задание: Обратите внимание на число в круге, это означает, что вы будете составлять его из двух меньших чисел.

Выполним задание, проявив свое старание!

Коррекционно-развивающее упражнение

«Составь число!»

Цель: Закреплять работу по составу числа, умение составлять число из двух меньших чисел, дополнять недостающие числа. Пять – это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4, и т. д.

Педагог: Молодцы, ребята! Вы выполнили задание, подобрали правильные числа!

Один, два, три, четыре, пять, снова выйдем поиграть!

Каждый из вас получит два круга - красного и зеленого цвета, красный круг обозначает - что это арифметическая задача, а зеленый - это маленький рассказ.

Педагог: Вспомним с вами, из каких частей состоит арифметическая задача?

Математическая викторина

«Вопросы и ответы»

Если вам известно условие и стоит вопрос, что мы дальше с вами будем делать? (выполним решение)

Чем отличается условие от маленького рассказа? (в условии задачи обязательно есть числа, а в рассказе их нет.)

Сколько чисел должно быть в условии? (два и более чисел).

С какого слова начинается вопрос? (со слова сколько)

Выполнив решение, что мы получаем? (ответ).

При решении арифметических задач используются арифметические знаки, как называется знак сложения? (плюс, покажите его на круге.

Как называется арифметический знак вычитания? (минус). Покажите его на круге.

Как называется арифметический знак, когда мы подводим итог в решении? (этот знак называется равно).

А сейчас не зевай, круги соответствующего цвета подбирай!

Если это задача, поднимите круг красного цвета, если это маленький рассказ, круг зеленого цвета!

И объясните, почему вы так считаете!

1. На полянке летали бабочки желтого и зеленого цвета. Бабочки порхали над яркими цветами.

2. На ромашке сидели три бабочки, потом еще прилетели две бабочки. Сколько всего бабочек сидело на ромашке?

3. На дереве сидели воробьи и синички, а потом они взлетели и улетели.

4. На дереве сидели три воробья, один воробей улетел, сколько всего воробьев осталось сидеть на дереве?

Дети возвращаются на свои места.

Педагог: Каждый из вас получит картинку. Составьте арифметическую задачку по картинке, и выложите решение из счетных палочек. Напоминает детям об основных компонентах задачи и выставляет схему задачи в виде пирамидки из четырех колец на демонстрационную доску.

Педагог: Молодцы, ребята! Постарались, интересные составили задачки! «Королева математики» рада за вас!

Подведение итогов занятия

В центре группы расположены четыре квадрата – белого, зеленого, желтого, голубого цвета.

Педагог: Вы картинки не забудьте, выходите дружно в круг!

По цвету квадрата мы можем определить время года. Назовите, какое время года изображено на вашей картинке, соотнесите свои картинки с соответствующим временем года, а помогут вам в этом квадраты.

Каждый сегодня из вас проявил свое старание, смекалку, любознательность, трудолюбие, при выполнении заданий, предложенных «Королевой математики». А сейчас не зевай, ответ называй.

Коррекционно-развивающее упражнение

«Думай, считай, ответ правильный подбирай»

Цель: Развитие понятийного мышления, закреплять счетные операции в пределах 10, соотносить количество с числом.

1. Сколько хвостов у семи ослов?

2. Сколько крыльев у двух ворон?

3. Ты, да я, да мы с тобой! Сколько нас вмесите?

4. Сколько ушей у трех мышей?

5. Сколько всего времен года?

6. Сколько дней в неделе?

7. Сколько пальчиков в кулачках у мальчиков?

8. Под кустами у реки жили майские жуки, дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?

9. По небу летели птицы: голубь, щука и две синицы. Хорошо ли ты считал, сколько птиц ты насчитал?

Педагог: И снова я коснусь этим волшебным цветочком каждого из вас, и скажу: Молодец, постарался! Я рада за вас!

«Королева математики» научила вас считать, и фигуры узнавать, объяснять, где цифры, знаки и задачки как решать!

Публикации по теме:

Методика исследования мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Доклад СЛАЙД 1 (Тема). Уважаемые коллеги, сегодня поговорим и о дошкольниках с задержкой психического развития. СЛАЙД 2. Проблема слабовыраженных.

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Исследование проблемы изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития Комплексное изучение детей с ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в стране в 60-е годы. Первые обобщения этих данных.

Конспект руководства игровой деятельностью детей с задержкой психического развития в подготовительной группе Название игр: Дидактическая игра «Чем отличаются?». Сюжетно-ролевая «Больница». Подвижная игра «Затейник». Задачи : 1) Образовательные задачи:.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития. Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет.

Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Особенности представлений об окружающем мире у детей 4–5 лет с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Система закаливающих процедур в группе детей с задержкой психического развития 6–7 лет Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 17:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Малинчан (УИ 925602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД