Получи документы

Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема

Олеся Смирнова
Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧУВАШСКОЙ РЕЧИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

О. А. Смирнова

kotovaoles@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается актуальность формирования произносительных навыков у детей дошкольного возраста в условиях двуязычия. Автор обозначает некоторые основные направления работы по формированию у русскоязычных дошкольников навыков правильного произношения чувашских звуков. Чувашский язык рассматривается как неродной.

Публикация «Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема» размещена в разделах

Ключевые слова: произносительные навыки, звуковая культура речи, дошкольники, чувашский язык как неродной.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальными всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребенка настолько велико, что задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании.

Сегодня очень остро обсуждаются вопросы обучения детей дошкольного возраста второму языку и его значение на развитие личности ребенка. Большинство педагогов и психологов современности сходятся в том, что изучение второго языка затрагивает суть языковой способности индивида, развивает его мышление, готовит к овладению в последующей жизни иными языками.

Одним из ведущих направлений развития дошкольного образования в нашей республике сегодня является реализация Закона «О языках Чувашской Республики» [2]. В процессе освоения чувашского и русского языков ребенок приобщается к культуре народа, его духовным и материальным ценностям, знакомится с историей родного края, что закладывает прочный фундамент для формирования начала национального самосознания. Полноценное овладение чувашским языком в максимально сензитивный для этого период, формирование у детей способности успешно строить со взрослыми и со сверстниками коммуникацию, является необходимым условием развития личности ребенка.

В нашей республике обучение второму (чувашскому) языку в дошкольных учреждениях начинается со среднего возраста - в четыре-пять лет.

Процессу развития речи в дошкольных учреждениях посвящено много исследований. В работе нами использовались труды М. И. Алексеевой, А. М. Бородич, Е. Ф. Васильевой, М. К. Волкова, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохина, Е. М. Струниной, О. И. Ушаковой и других.

Изучению проблемы формирования у дошкольников произносительных навыков чувашской речи посвящено не много работ. Детально эта проблема рассмотрена С. Г. Михайловой [3], Т. С. Гусевой [1]. Главной целью их работ стало раскрытие особенностей и сущности формирования произносительных навыков чувашского языка у детей в условиях двуязычия. Исследование С. Г. Михайловой стало фундаментальной и послужила методологической основой для разработки нами педагогических мероприятий по формированию произносительных навыков чувашской речи у детей 6-7 лет.

Базой диагностического исследования явилось МБДОУ "Детский сад №13 "Теремок" города Новочебоксарск Чувашской Республики. С целью определения уровня произносительных навыков чувашской речи у русскоязычных дошкольников 6-7 лет нами был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте участвовало 22 ребенка – экспериментальной группы и 17 детей – контрольной группы. Для этого нами была использована диагностическая методика, разработанная С. Г. Михайловой [3]. Дети в индивидуальном порядке выполняли 9 заданий, которые были направлены на : 1) выявление особенностей произношения согласного «» в разных позициях; 2) выявление особенности произношения шумных согласных между гласными, между сонорными и гласными; 3) выявление особенности произношения гласного «ы» в начале слова; 4) выявление особенности произношения гласных «», «» в разных позициях; 5) выявление особенности произношения гласного «» в разных позициях; 6) выявление особенности произношения звукосочетаний [й], [й], [й], [йы] в начале слов; 7) выявление особенности произношения «в» в конце слова; 8) выявление умения слышать, различать звуки чувашского языка; 9) выявление умения слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что с 1-7заданиями дети справились все. Однако показали следующие уровни: в экспериментальной группе высокий уровень проявили 4,5%, а в контрольной – 11,8%. Эти дети самостоятельно, правильно произносит все звуки чувашского языка. Средний уровень был выявлен у 54,5% детей в экспериментальной группе и 23,5% в контрольной. Они показали самостоятельное, но дефектное произношение чувашских звуков. Низкий уровень показали 41% детей в экспериментальной и 64,7% в контрольной группах соответственно. Дети неправильно воспроизводили чувашские звуки и по подражанию.

С 8-9 заданиями также дети справились. Высокий уровень, т. е. умение правильно слышать и выделять все чувашские звуки показали 4,5% и 11,8% испытуемых в экспериментальной и контрольных группах соответственно. Средний уровень, был выявлен у 59,1% детей экспериментальной группы и 17,7% контрольной группы. Дети правильно слышали и выделяли все чувашские звуки, но с помощью взрослого. 36,4% детей в экспериментальной группе и 70,5% детей контрольной группы не слышали и не выделяли чувашские звуки, что стало поводом для отнесения их к низкому уровню.

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что у детей уровень развития произносительных умений чувашской речи не высок. Нужна специальная работа по формированию произносительных умений у дошкольников.

Мы предположили, что формирование и совершенствование у детей 6-7 лет произносительных навыков на чувашском языке будет эффективным, если этот процесс будет строиться поэтапно с учетом сопоставительного изучения фонематической системы двух контактирующих языков (русского – родного и чувашского - неродного) через систему специальных игр и упражнений в разных видах образовательной деятельности, направленных на отработку слухопроизносительных, ритмико-интонационных навыков в контексте усвоения ими культуры родного края.

При определении основных направлений работы мы опирались на рекомендации О. И. Соловьевой [4татья]. Поэтому основными направлениями работы по формированию произносительных навыков чувашской речи стали : воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии чувашского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.

Известно, что звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. В звуковой культуре речи принято выделять два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух.

Поэтому и наша работа ведется в двух аспектах:

1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения чувашских звуков, слов, четкой артикуляции;

2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусева, Т. С. Формирование фонетического восприятия второго языка как психолого-педагогическая проблема / Т. С. Гусева // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. М. : Изд. Моск. ун-та, 2003. С. 100-109.

2. Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 36 «О языках в Чувашской Республике» (в редакции Законов Чувашской Республики от 27.06.2008 N 35, от 05.12.2011 N 95, от 27.03.2014 N 18, от 29.12.2015 N 88)

3. Михайлова, С. Г. Формирование механизмов чувашской речи у русскоязычных дошкольников пятого года жизни при обучении литературному произношению / С. Г. Михайлова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Чебоксары, 2005.

4. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М. : Издательство «Просвещение», 1966. : https://www.detskiysad.ru/rech/razvitie.html

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №37» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского.

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой адаптации Современное общество развивается в стремительном темпе, когда необходимо изучать и перерабатывать огромное количество информации. Все более.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников Графо- моторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования.

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке Презентация - обобщение опыта работы. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста. Современное.

Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема Проблема психолого-педагогической готовности к школе в последнее время стала очень.

Особенности развития социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников Процесс социализации является одним из ключевых направлений работы дошкольного образовательного учреждения [1]. Начиная с младшего возраста.

Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Е. И. Тихеев Язык.

Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством двигательной деятельности Дошкольный возраст - начало взаимоотношений с другими людьми, а ведь общению ребёнок может научиться, только взаимодействуя: сначала со.

Семейные традиции как педагогическая проблема Аннотация: семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие, воспитание и адаптация ребёнка в обществе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема
Опубликовано: 21 января 2019 в 16:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Смирнова (УИ 1801554) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД