Людмила Иванова
Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк»
«Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста»
Подготовила воспитатель:
Иванова Людмила Ивановна
Новый Уренгой
2015г.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Социально – коммуникативные умения обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Третий год жизни ребёнка знаменуется зарождением, началом игры. Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей как важного момента в становления социально-коммуникативных навыков.
Это ещё не игра в полном смысле этого слова: малыш пробует свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя жизненные события. Малыш может долго повторять одно и то же действие. Одно действие может переходить в другое без логической связи. Игре присуща воображаемая ситуация, но благодаря ей ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
Одной из приоритетных задач педагога является развитие у детей второй группы раннего возраста социально-коммуникативных навыков посредством формирования игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.
Исследователи отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровых задач могут использоваться как прямые, так и косвенные педагогические руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куклу спать», а затем и менее конкретно «Кукла устала» - в этом случае ребенок ищет решение сам.
Таким образом, создание условий для формирования игровой деятельности направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Исходя из этой цели, перед нами стоят следующие задачи:
• Развивать самостоятельную игру с различными предметами;
• Стимулировать овладение орудийными действиями в игре.
• Воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования.
• Формировать интерес к подвижным и досуговым играм.
• Способствовать возникновению и развитию сюжетно- отобразительных игр.
• Формировать навыки коммуникативного взаимодействия
Условия поставленных задач таковы:
Игра – это ведущий вид деятельности, обеспечивающий физическое, психическое, эмоциональное благополучие ребёнка.
Средством реализации цели являются:
• Организация развивающей, предметно – пространственной среды.
• Систематизация игровой деятельности.
• Мотивация детей к совместной игровой деятельности.
А теперь мы бы хотели подробнее раскрыть поставленные задачи.
1. Развитие самостоятельной игры с различными предметами.
Самостоятельная игра наряду с проведением непосредственной образовательной деятельности является одним из важнейших путей воспитания ребёнка. В самостоятельной игре он совершенствует то, чему научил его взрослый, у ребёнка происходит дальнейшее расширение и углубление знаний об окружающем мире. Во время игры у детей вырабатывается самостоятельность в выборе игрушек, в применении различных способов действий с предметами. Самостоятельная игра способствует формированию интересов и активному проявлению индивидуальных особенностей. В процессе её ребёнок приобретает умение занять самого себя. После проведения цикла непосредственной образовательной деятельности многие дети в самостоятельной игре воспроизводят показанные им действия с куклой (заворачивают в одеяло, укладывали спать в кроватку, кормили, с другими игрушками (строили домик, катали коляски, строили из кубиков и кирпичиков различные постройки (дорожку, машину).
Вместе с тем выясняется, что не все дети, и не всегда отражают свои знания и умения, полученные от взрослого в ходе непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной игре. Это объясняется тем, что на занятиях они либо не усвоили её содержание, либо не умеют ещё воспроизводить это содержание в процессе самостоятельной игры. Безусловно, от ребёнка этого возраста не следует добиваться точного копирования того или иного игрового действия воспроизводимого взрослым.
2. Стимулировать овладение орудийными действиями в игре.
Игровым действиям свойственны два этапа.
На ознакомительном этапе предметно – игровой деятельности, действия с игрушками носят манипулятивный характер, ребёнок действует с ней так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш сам или с помощью взрослых обнаруживает в игрушке отдельные свойства. Так начинается этап отобразительной предметно – игровой деятельности. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, катают, двигают и т. д. Ребёнок, который при выполнении различных практических занятий использует предметы- орудия совершенствует не только «ручную» умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. Ребёнок в 2-2,5 года начинает интересоваться для чего служит тот или иной предмет, как его можно использовать. Поэтому назначение предметов он усваивает подражая взрослому.
Например, во время САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ мы раздаем детям СОВОЧКИ И ВЕНИКИ, показываем им, как можно ВЕНИКАМИ ПОДМЕТАТЬ ПОЛ И СОБИРАТЬ МУСОР.
3. Воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования.
При помощи игр с элементами экспериментирования мы развиваем у ребёнка любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие – результат». Воспитываем познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдательность, запоминать, сравнивать. Практически знакомим детей с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формируем представления о некоторых свойствах предметов, вещей. Обогащаем впечатления ребёнка произведениями поэтического творчества и фольклора. Например игра «Водичка-водичка» (учим не только последовательно выполнять определённые действия с куклой, но и даём ребёнку возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течёт, журчит, булькает»).
4. Формирование интереса к подвижным и досуговым играм
Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. Они помогают развивать двигательную активность детей в течений дня, так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока ещё не обладают способностью удерживать в уме большое количество правил; Поэтому организуются игры на основе 1- 2 правил («Догоните меня», «Наседка и цыплята»). Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание.
Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми – забавами (игры с прищепками, играми – развлечениями («Солнышко и дождик»). В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные игрушки, герои литературных произведений.
5. Способствовать возникновению и развитию сюжетно- отобразительных игр.
Сюжетно-отобразительные игры детей второго и третьего года жизни создают возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется роль в действии, например: “девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, на вопрос: “Кто ты?” отвечает: “Я - Юля”. Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: я — шофер, ты – мама.
Игровые действия в сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игре претерпевают значимые изменения. Они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность в игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя: “это как будто”, “это понарошку”. Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой, в помещении группы “поплавать”, “походить на лыжах” и т. д.
6. Особую роль в развитии игровых навыков ребёнка следует отвести пальчиковым играм. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры. В России также с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. После мытья ручки малыша вытирают полотенцем, как бы массируя каждый пальчик отдельно. Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Ребёнок получает массу необходимых впечатлений для своего эмоционального и интеллектуального развития.
У ребёнка третьего года жизни имеются два источника игровых целей :
Первый источник – действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Например, девочка несколько дней подряд жарит яичницу, как мама.
Вторым источником игровых целей могут служить для ребёнка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что, как уже отмечалось выше, собственные игровые цели детей ещё очень ограниченны (ребёнок только и делает, что катает машину, а у некоторых они отсутствуют совсем. Для того, чтобы побудить ребёнка к тому, чтобы он принял поставленную нами игровую цель и начал самостоятельно реализовать её, мы совершаем игровые действия относительно самого ребёнка, а не игрушки. Например, «понарошку» кормим малыша, моем ему руки, катаем на машине и т. д. В такой игре ребёнок относительно пассивен и получает удовольствие от общения с нами. Затем предлагаем ребё нку самому осуществить те же самые действия: покатать воспитателя на машине, покормить, причесать и т. д.
Основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно взрослого, доставляли им максимум удовольствия, а положительные эмоции, которые ребёнок может пережить, осуществляя в отношении взрослого новые для него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к игрушкам.
Не надо забывать, что невозможно было бы организовать детей на сюжетные роли в играх, не научив их общаться и играть на начальном этапе в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке. Именно игра может скрасить первое время пребывания ребёнка в детском саду. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, мы в игровой форме выражаем каждому ребёнку своё доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую мы ставили перед собой в период адаптации ребенка к условиям ДОУ, должна быть цель: проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому («я вас всех спрячу от дождя» — подвижная игра «Солнышко и дождик»). Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если варится каша для детей, то угощая их, мы обязательно находим приветливое слово, выражающее расположение к ребёнку («Я так старалась сделать тебе вкусную кашу. А это, Костя, тебе кашка»).
Все усилия, направленные нами на овладение детьми игровой деятельности не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей, Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы :
— анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам формирования игровой деятельности детей);
-индивидуальные беседы (они дают возможность узнать, как и во что любит играть ребёнок дома);
— тематические родительские собрания (с привлечением родителей к практическим действиям);
— совместное создание предметно- игровой развивающей среды в группе.
Всё это повышает педагогическую компетентность родителей.
Проводимая нами работа в данном направлении даёт хорошие результаты.
Итак, игровая деятельность детей третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра становится всё более самостоятельной и творческой. Малыши овладевают самостоятельной игрой, чувствуют себя по-настоящему счастливыми. Еще не маловажную роль в формировании игровых навыков детей раннего возраста играют взрослые, которые находятся рядом с ребенком большую часть времени (т. е. педагоги) и корректируют ход игры, её содержание.
Но самое главное, необходимо отметить, что формирование игровой деятельности ребенка раннего возраста позволяет эффективно решать задачи социально – коммуникативного развития.