татьяна хилькович
Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №37» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края.
СЕМИНАР
по теме: «Формирование социально коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии»
Автор конспекта НОД:
Хилькович Татьяна
Михайловна воспитатель
первой квалификационной
категории
МКДОУ ЦРР ДС№37
2018г.
Публикация «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Здравствуйте уважаемые коллеги я рада приветствовать Вас на нашем методическом событии, посвящено теме:
«Формирование социально коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии»
Нашу с вами встречу хочу начать с небольшой притчи (показ притчи)
Пожалуй на сегодняшний день каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное – это ребёнок, наше будущее и от того как мы сможем сохранить его уникальность зависит не только его будущее но и будущее страны.
В связи с быстро меняющимися миром, все процессы преобразования современного общества приобретают хаотичный характер. И зачастую все важные и ценные ориентиры из-за быстрой смены процесса «затираются», теряются, и порой просто уходят в некуда.
Так в современных семьях, являющимися первом социальным институтом детей, на первый план выдвигаются решения финансовых проблем, удовлетворение простых человеческих потребностей накормить, умыть, одеть… и ребёнок зачастую остаётся предоставлен сам себе. И лучшим другом для современного ребёнка становится телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры, даже у детей 3лет. Поэтому и возникают проблемы связанные с развитием коммуникативных навыков, часто базируются на отсутствии речевого и эмоционального общения, отсутствие ласки. А ведь семья является базой для воспитания в детях человеческих чувств доброты, толерантности, сопереживания.
Исходя из своего многолетнего педагогического опыта я могу сказать, что на сегодняшний день мы можем говорить о том, что дети не умеют организовать общение так как :
• Не слышат собеседника, договариваться
• Не умеют сопереживают,
• Не умеют подбирать вербальные (речевые) и не вербальные (жесты, мимика) средства общения, в следствии чего не умеют решать конфликтные ситуации.
Я также заметила наблюдая за детьми, что дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем в категорию «предпочитаемых», «принятых» и таких гораздо меньше. А между тем от того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – в многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значить и его дальнейшая судьба.
Между тем, давайте немного погрузимся в основное понятие что же такое общение.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействия с другими людьми.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Передо мной стал вопрос каким образом помочь детям сформировать недостающие навыки коммуникативного общения, как чтобы не навредить им?
Для начала я изучила нормативную базу, задачи по социально- коммуникативному развитию которые ставит перед нами ФГОС ДО это:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству,
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
И на выручку мне пришли Современные Образовательные Технологии.
Перебрав их, я определила для себя самые оптимальные и доступные для детей – это элементы игровых технологии.
Игровые технологии – это технология имитационного моделирования
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» проиграть в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Первое что я сделала это провела мониторинг. Наблюдая за детьми, как во время непрерывной образовательной деятельности так и в повседневной жизни группы, выявила детей у которых частично и плохо сформированы социально – коммуникативные навыки общения.
Второе я создала комфортную развивающую среду в групповой комнате. Я условно разделила её на 3 центра:
1. центр умеренной активности; «Познавательный центр», «Центр книги», «Центр природы»
2. центр средней активности; «Центр по конструированию из различных материалов», «ИЗО центр»
3. центр повещенной активности «ФИЗО центр», «музыкальный центр», «Игровой центр».
Так как основой игровой технологии является сюжетно ролевая игра «Игровому центру» я уделила особое внимание. Но одной сюжетно – ролевой игры мало для формирования коммуникативных навыков общения у детей. Я стала подбирать ещё различные игры, учитывая то, что не во все игры любят играть современные дошкольники, а если игра не интересна, ребёнку, то она теряет свою педагогическую ценность.
Третье я привлекла родителей к сотрудничеству. Так как в ходе формировании социально - коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но, и родители законные преставители. Так на собраниях я поднимала интересующие родителей вопросы, совместно обсуждала вопросы взаимоотношений взрослых с детьми. Проводила индивидуальные беседы; «как правильно научить ребенка общаться», «Застенчивый ребёнок», «Как вести себя с агрессивным ребенком». Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и театральных представлений. В результате проведённой работы у нас с родителями появилась общая задача – сделать наших детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребёнка на выдумку, веселье. Так в наше группе появился ещё один центр театральный.
Играя в театральном центре дети проявляют свои выдумку, инициативу, самостоятельность. Дети наделяют своих любимых героев человеческими свойствами, при этом они сочувствовали, переживали и радовались вместе с ними.
Так Лев Семёнович Выговский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества.
Коллективный характер театральной игры позволил мне расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. Результатом моей работы стала постановка музыкальной сказки «Кошкин дом». При подготовке театральной постановки дети приобрели неоценимый опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития социально - коммуникативных способностей.
Поле проведённой мною работы дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть. Снизилась агрессивность тех, кто называют проблемными, и наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций, т. е повысились социально -коммуникативные навыкиочевидно, что именно в театрализованной деятельности у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического Эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность дошкольника к обучению в школе.
Следовательно, социально - коммуникативные навыки – это те навыки которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно формировать у детей умение общаться, и развивать культуру общения. И начинать развивать у детей основы социально – коммуникативные навыки как можно раньше, используя для этого разнообразные элементы игровой технологии.
Таким образом, в результате проведенной работы произшло расширение круга общения, повышение самооценки, улучшение статусного положения, увеличение сформированности коммуникативных навыков. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведённой работы, направленной на формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Таким образом, на мой взгляд, одним из самых эффективным методом формирования социально коммуникативных навыков общения считается «театральные игры» как элемент игровой технологии.
Показ презентации.
Список литературы:
Елена Синякова «Игровые технологии в ДОУ»
Валитова И. Е «Психология развития ребёнка дошкольного возраста»
Некоз И. Л «Развиваем личность ребёнка в игре»