уд
Семейные традиции как педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие, воспитание и адаптация ребёнка в обществе идёт более успешно. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи, обеспечивает рост взаимопонимания между родителями и детьми, помогает в формировании социально-адаптированной личности.
Ключевые слова: семья, традиции, семейные традиции, взаимоотношения, воспитание, личность.
Публикация «Семейные традиции как педагогическая проблема» размещена в разделах
Семья – это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.
Традиции складывались веками, сохраняя все лучшее, непреложное из опыта человеческой жизни. Как и любой живой процесс, который протекает в обществе, педагогика подпитывалась новыми идеями, концепциями, положениями. Но любые нововведения принимались лишь той мере, в какой они могли служить воспитанию свободной, гармоничной личности. Настоящее – это среднее звено между прошлым и будущим, которое можно условно назвать традициями и новшествами.
Слово «традиция» в переводе с латинского означает «передача». Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия : распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.
Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
Ребёнок не появляется на свет сформировавшейся личностью с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности он, воспринимая сознанием жизнь других людей, и себя начинает осознавать как человека. Таким же образом он воспринимает человеческие отношения и аналогично строит свои отношения с членами своей семьи, социально адаптируется, строит свои отношения с другими людьми, с обществом в целом. Так ребёнок закрепляет в своём сознании и поведении нормы и правила, существующие в семье и затем поступает в соответствии с семейными традициями, обязывающими его соблюдать определённые нормы поведения.
Традиции отличаются большим динамизмом, так как быстро реагируют на требования современной жизни. Ориентируют поведение ребёнка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных, духовно-нравственных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности. Дети, включённые в систему семейных обычаев и традиций, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребёнок усваивает практику нравственных поступков раньше, чем начинает понимать, какой поступок нравственный, а какой – безнравственный. В такой системе он не замечает, не чувствует, что его кто-то воспитывает. Сила воспитательного воздействия семейных традиций заключается и в том, что дети не только видят примеры поведения и взаимоотношений старших в соответствии с установленными традициями, но и сами вступают в различные отношения с ними и активно участвуют или противостоят тем или иным обусловленным традициям и действиям, поведению.
Семейные традиции это не только празднования юбилеев и дней рождения, традиционные увлечения семьи. В традициях находит своё выражение культура семьи, где главная роль отводится родительскому авторитету, взаимоотношениям между родителями, уровню общения, культуры, образования. Благополучные взаимоотношения внутри семьи являются определяющими для эмоционального и психологического здоровья ребёнка. Если члены семьи в основном равноправны, относятся друг к другу с уважением, тактом и заботой, если они вместе в радости и ещё теснее в беде, если хозяйственные обязанности распределены справедливо, согласно силам и загруженности каждого, то такая семья является нормальной средой для успешного развития ребёнка.
Традиции обычно отражают семейные особенности культурного, этнического, религиозного, профессионального характера. В их основу заложены какие-либо ценности, идеи, нормы, опыт семьи. Насколько разнообразны ценности и нормы каждой отдельно взятой семьи, настолько и многообразна воспитательная сущность семейных традиций.
На фоне эмоционально насыщенных, специфичных, многофункциональных традиций, например, разнообразные традиции проведения свободного времени (поездки на выходные за город, путешествия по интересным местам, посещение парков развлечений, музеев и пр., развитие и воспитание детей проходит более гармонично и успешно, а взаимоотношения между родителями и детьми упрочняются. Чем разнообразнее, насыщеннее складываются взаимоотношения ребёнка в семье и за ее пределами, тем более благополучно формируется социально-адаптируемая личность.
Семейные традиции накладывают свой отпечаток и на культуру человеческих потребностей, желаний, способствуют выработке умения управлять своими желаниями, регулировать их, отказаться от части из них на благо семьи. Традиции влияют и на формирование качеств личности. Воспитание чувства долга, умения нести ответственность за свои поступки, заботы друг о друге значительно более успешно осуществляется в семьях с установившимися положительными традициями.
Огромное влияние на личность и поведение ребёнка оказывает духовно-нравственный потенциал семейных традиций. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой другого человека. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
Педагогическая проблема семейных традиций заключается в том, что проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям при развитии детей.
Проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы общественные, поскольку общество состоит из конкретных людей. Чем больше среди нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, тем выше потенциал, уровень культуры, образования и уровень качества жизни.
Всех сложностей внутрисемейных отношений невозможно избежать. Процесс воспитания здоровой и полноценной личности сложен и непрост, но целенаправленная, продуманная программа воспитания ребенка в семье, понимание его проблем, учет личных качеств конкретного маленького человека, забота о его физическом и нравственном здоровье, сочетание в процессе воспитания разумной требовательности с любовью и взаимопониманием помогут вырастить достойного члена общества с меньшими усилиями, чем при стихийном течении событий.
Сегодня, в XXI веке, веке глобализации и обобществления практически всех сторон жизни человека, семья остается основной, или как говорят социологи – «первичной социальной группой, социальным институтом», где происходит воспитание нового поколения. Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям и традициям необходимо понять, какое место семья и связанные с ней ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России.
Список литературы:
1. Дружинин В. Н. Психология семьи. изд. 3-е. СПб. : Питер, 2008.- 176 с.
2. Популярная психология для родителей / Под ред. А. С. Спиваковской. СПб. : Питер, 2012. - 242 с.
3. Потаповская О. Н. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. 2013. №1.
4. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 4-е. М. : Инфра-М, 2012.- 444 с.
5. Харчев А. Г. Социология воспитания. М. : Политиздат, 1990.- 389с.