Наталия Годиева
Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема
Проблема психолого-педагогической готовности к школе в последнее время стала очень популярной. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом знания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки (Н. И. Гуткина).
Публикация «Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
Отечественные исследователи психологи, педагоги, дефектологи, логопеды спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать обучение детей в школе.
В психолого-педагогических исследованиях показано, что период наибольшего расцвета сюжетно-ролевой игры приходится на возраст 5-7лет (Д. Б. Эльконин). Именно в игре развивается функция общения, воображение, фантазия, идеальный план, умения соотносить свои действия с образцом, умению подчинятся определенным правилам и др. Также в игре развивается умение произвольно управлять психическими процессами. Всё это, возникнув в дошкольном возрасте в зоне ближайшего развития, в младшем школьном возрасте будет способствовать дальнейшему интеллектуальному росту и станет уровнем его актуального развития (Л. С. Выготский).
В исследованиях А. М. Прихожан было показано, что у шестилетних школьников учебная мотивация выражена гораздо меньше, чем у шестилетних детей детского сада. В исследованиях М. Р. Гинзбург показано, что у шестилетних детей, окончивших «нулевой» класс школы игровые мотивы выражены гораздо сильнее, чем у детей того же возраста в подготовительной группе детского сада. Обследуя шестилетних детей 1-го класса на предмет познавательной мотивации, Н. И. Гуткина показала, что к концу учебного года у большинства игровая мотивация начинает доминировать над познавательной мотивацией.
Таким образом, систематическое обучение детей шестилетнего возраста не только не способствует развитию познавательной мотивации, но наоборот приводит к усилению игровой мотивации
Основным критерием психологической готовности к школе по мнению Л. И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребёнка к окружающей среде, возникшее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил: «умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу» .
Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований, следует признать, что под готовностью к школьному обучению следует понимать структуру, включающую ряд взаимосвязанных компонентов: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую и физическую готовность.
Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, сенсорно-перцептивной организации, сенсомоторной координации и связной речи. Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и дифференцированным восприятием, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями (анализом, обобщением, выделением существенных признаков и закономерностей и т. д., смысловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мышление ребёнка в основном остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Важным компонентами интеллектуальной готовности является развитие речи ребёнка. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Её специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что в ней должны соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развёрнутого высказывания требует гораздо большей произвольности. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребёнка начальных общеучебных умений, в частности: умение выделить учебную задачу, умение вычленить способ действий и последовательность этапов выполнения, умение проконтролировать работу на разных этапах и дать ей оценку. У ребёнка также должна быть выражена познавательная активность.
Личностная готовность отражает готовность принять новую социальную позицию - позицию школьника, имеющего круг прав и обязанностей, и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, способности подчинять своё поведение законам детских групп. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.
Эмоционально-волевая готовность проявляется в сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (снижение импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные занятия, на фоне которой возможно развитие, протекание учебной деятельности. Проявление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения.
Физическая готовность определяется физическим развитием ребёнка и его соответствием возрастным нормам. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс активного созревания организма. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжается процесс окостенения, но изгибы позвоночника ещё неустойчивы. Идёт развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти.
Несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. К наиболее важным качествам относится наличие у ребёнка учебной мотивации, которая свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.
Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему проявлению психологической готовности к школе.