Татьяна Гицевич
Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Способность членораздельной речи является
одним из наиболее значительных и
характерных проявлений человеческой личности.
Е. И. Тихеев
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогики как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, мышление. Развитие речи влияет на все психические процессы. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем для выражения своих мыслей, чувств, эмоций. Ему будет легче строить свои отношения с людьми, вести переговоры, выражать своё"Я".
Публикация «Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Речь это не только средство человеческого общения, познания действительности, но и канал приобщения человека к ценностям духовной культуры.
Поэтому от развития речи зависит социализация ребёнка. Чем успешнее она будет, тем гармоничнее будут отношения с самим собой и с обществом.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста является комплексной. Её решение зависит от возрастных этапов и программы ДОУ. Программа "Детство", которую использует наш детский сад, акцентирует внимание на создание в каждой возрастной группе развивающей среды именно для развития речи. В старшей группе к книжному уголку присоединяется "Полочка умных книг", куда ставят познавательные книги и периодически их меняют по темам недели. Книги красочные, с иллюстрациями, для того чтобы привлечь детей. В подготовительной группе мы организуем библиотеку "Читаем сами", откуда дети могут взять домой понравившуюся книгу. Главным требованием к книге: шрифт, красочность. Шрифт должен быть крупным, лучше использовать книжки из серии" Читаем сами". Они наиболее подходят для детей старшего дошкольного возраста. Важным моментом является доступность и возможность взять в руки и посмотреть иллюстрации в любой момент. В группе должно быть несколько книг с рассказами или сказками, которые дети очень любят.
По желанию детей можно перечитывать эти произведения по несколько раз. Это помогает детям ещё раз пережить приключения с любимыми героями, и создаёт у детей благоприятное эмоциональное состояние. После чтения всегда происходит обсуждение произведения. При этом воспитатель задаёт только вопросы, не высказывая своего отношения к героям, пытаясь определить позицию ребёнка.
Работа по данной проблеме ведё тся и на занятиях по двум направлениям: работа над связной речью и элементарное приобщение к русскому языку как к сложной системе.
Важным условием развития речи детей является общение. Собеседниками ребёнка должны быть как дети, так и взрослые. Но особенно необходимо чтобы ребёнок общался со своими сверстниками. Играя, обменивался мыслями, чувствами. Поэтому необходимо, при сегодняшней загруженности детей в детских садах, выделять им время для самостоятельной деятельности. Никакое духовное и словесное общение детей со взрослыми не может заменить общение со сверстниками. Никогда дети не говорят так много, охотно, непринуждённо обо всём том, что им ближе и дороже всего как в своём детском обществе. Так в общении и развивается речь детей.
Таким образом, дошкольный возраст -это период активного усвоения ребёнком разговорной речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания.
Литература.
1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 2007
2. Гербоваа В. В. Учусь говорить:- Метод. рекомендации для воспитателей- М. - Просвещение, 20011