Лариса Гришина
Формирование творческой личности дошкольников посредством ознакомления с музыкальными произведениями
▼ Скачать + Заказать документы
В. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой».
Публикация «Формирование творческой личности дошкольников посредством ознакомления с музыкальными произведениями» размещена в разделах
Развитие интеллектуально-творческих способностей подрастающего поколения является актуальной проблемой. В современном обществе идеалом является творчески действующая и мыслящая личность.
Приоритетным направлением деятельности ДОУ является художественно- эстетическое развитие детей. Система художественно – эстетического развития призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника
Основной задачей музыкального руководителя, педагога является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача – главная для детей всех возрастных групп.
В соответствии с практикой работы в ДОУ, мною выделены задачи программы Ладушки:
–Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений,
– Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни,
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в доступной форме.
В младшем возрасте при общении с музыкой я решала следующие задачи:
побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на произведения искусства;
воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
способствовать развитию эмоциональной сферы детей через участие в различных видах музыкальной деятельности.
В старшем возрасте я ставила следующие задачи:
познакомить с возможностями музыки в передаче внутреннего эмоционального мира человека и окружающей жизни;
побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах музыкальной деятельности, формировать умение выражать эмоции, возникающих при слушании музыки;
формировать умение аргументировать свои суждения, используя музыкальную терминологию.
Занятия с детьми старшего возраста ориентированы на развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке, художественному слову. Кроме того, они дают детям возможность проявить усвоенные знания о средствах эмоциональной выразительности в процессе участия в различных видах музыкальной деятельности.
Многим известно выражение Конфуция «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Ученые подсчитали, что только прослушав информацию дети запоминают 5% из этой информации, через наблюдение и слушание запоминается 25% информации. А когда ребенок видит, слышит и затем выполняет какие-либо действия, происходит 75% запоминание. В работе необходимо формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, которая развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. Перед первым прослушиванием музыкального произведения часто я не раскрываю название музыкального произведения, знакомлю только с композитором, конечно, показываю его портрет, говорю, что вы сами через музыкальное сопереживание дадите ему название. Здесь необходимо включать и связь с литературными источниками и произведениями для наиболее полного понятия музыкального образа.
Например, перед прослушиванием «Марша Черномора» М. Глинки, возможно зачитать цитату, как описывает Черномора А. С. Пушкин. Или вот какое стихотворения я зачитываю перед прослушиванием «Подснежника» П. Чайковского:
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора…
И вылез…А кругом все тихо,
Соседей нет, он первый здесь,
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть,
Потом, наверно, пожалела,
«Уж больно тонок ты, дружок»
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки,
Опять зима, а не весна.
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна,
И он, от холода синея,
Головку слабую склоня,
Сказал: «Умру, но не жалею,
Ведь началась весна с меня»
З. Александрова.
Дети уже по желанию закрывают глаза и мне кажется, что это соответствует более полному восприятию музыкального образа. Как правило, после этого, появляется множество поднятых рук, когда дети хотят поделиться своими первыми впечатлениями об услышанном и мы вместе подводим итог, педагог говорит или дети уже сами называли его. Необходимо использовать иллюстративный материал. Затем мы вместе с детьми подробно разбираем средства музыкальной выразительности, услышанные музыкальные инструменты. На следующем занятии, когда я снова включаю это произведение, дети легко его узнают. Я прошу придумать небольшой сюжет, дети обычно легко сочиняют сказку, или придумывают небольшой рассказ к произведению.
Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, ребенок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста, танцевальных и образных движений.
Я объясняю детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого ребенок должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.
Часто я использую творческую детскую импровизацию на музыкальное произведение.
Дети очень любят проявлять свое творчество, особенно в старшем дошкольном возрасте. Яркими импровизациями детей становятся «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Мышки» Жилинского, «Клоуны» Кабалевского, «Страшилище» Витлина и много других произведений.