Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему:
«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
продолжение
4. Методика определения расположения объектов относительно друг друга. Детям экспериментальной группы предлагались игровые задания на нахождение тождественных рядов предметов (игрушек) или предметов, изображенных на карточках. Учитывая усвоенные представления за прошедший учебный год, мы запланировали поисковые задания «продолжи ряд», «дострой дома на улице», «продолжи собирать бусы». Также детям экспериментальной старшей группы предлагались игровые задания на смекалку «вставь пропущенное», «засели жильцов в квартиры» и др. Игры и упражнения по данной методике некоторых детей вводили в затруднение. Было видно, что дошкольникам старшей группы ещё трудно быстро и правильно определять взаимное расположение предметов относительно друг друга. Овладение данной системой отсчета в соответствии с программой приходится на старшую группу, поэтому для детей это новые представления из области ориентировки в пространстве и требуется более продолжительное время для их прочного усвоения. Данная работа будет продолжаться в подготовительной к школе группе.
Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр, Часть 11» размещена в разделах
В итоге дети экспериментальной группы показали следующие результаты:
Высокий уровень – 8 (38%)
Средний уровень – 10 (48%)
Низкий уровень – 3 (14%)
При выполнении аналогичных заданий дети контрольной группы испытывали значительно большие по сравнению с экспериментальной группой детей затруднения, и продемонстрировали следующие показатели:
Высокий уровень – 1 (5%)
Средний уровень – 10 (53%)
Низкий уровень – 8 (42%)
5. Методика «Найди спрятанную игрушку»; «Расскажи, как нужно идти, чтобы дойти до окна (полки с книгами и т. д.)». В экспериментальной старшей группе мы включили больше заданий на определение заданного объекта при помощи планов (схем, при этом применяли большее количество условных обозначений. Организовывали игровой сюжет, где дети демонстрировали умение самостоятельно составлять план знакомого им по личному опыту помещения. Включили задания на передвижение к заданному объекту с закрытыми глазами.
Таким образом, дети экспериментальной группы обнаружили следующие показатели:
Высокий уровень – 9 (43%)
Средний уровень – 9 (43%)
Низкий уровень – 3 (14%)
При выполнении аналогичных заданий дети контрольной группы испытывали значительно большие по сравнению с экспериментальной группой детей затруднения, и продемонстрировали следующие показатели:
Высокий уровень – 2 (11%)
Средний уровень – 11 (58%)
Низкий уровень – 6 (31%)
6. Методика определения расположения объектов на плоскости. Детям экспериментальной группы сначала предложили традиционные игровые задания (проводите зайку в гости к ежику и т. д.) Затем мы усложнили задания, включив, сначала зрительные диктанты, а затем графические диктанты с использованием тетрадей в клетку и разлинованных альбомных листков. Дети с большим интересом проводили линии в соответствии с игровым заданием и в результате получался определенный рисунок. Детей экспериментальной старшей группы привлекал элемент загадки и неожиданности. По ходу выполнения заданий дети начинали заранее предполагать, что получится в результате.
Таким образом, дети экспериментальной группы обнаружили следующие показатели:
Высокий уровень – 12 (57%)
Средний уровень – 7 (33%)
Низкий уровень – 2 (10%)
При выполнении аналогичных заданий дети контрольной группы испытывали значительно большие по сравнению с экспериментальной группой детей затруднения, и продемонстрировали следующие показатели:
Высокий уровень – 3 (16%)
Средний уровень – 9 (47%)
Низкий уровень – 7 (37%)
Подводя итоги диагностической деятельности у нас получились показатели, свидетельствующие о результативности проведенной за весь учебный год опытно – экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников знаний об основных пространственных направлениях, умений точно и четко определять эти направления, владея различными системами отсчета («на себе», «от себя», «от предметов», передвижение по указанным направлениям, ориентировка на плоскости, определение взаимного расположения предметов относительно друг друга) на основе включения в педагогический процесс развивающих дидактических, подвижных, творческих игр и упражнений.
Таким образом, в результате проведенного контрольного и сравнительного этапа эксперимента нами выявлено, что дошкольники экспериментальной старшей группы МДОУ «Детский сад № 6 г. Пугачева Саратовской области» продемонстрировали следующие показатели:
Высокий уровень – 10,5 (50%)
Средний уровень – 9 (43%)
Низкий уровень – 1,5 (7%)
Дошкольники контрольной старшей группы МДОУ «Детский сад № 12 г. Пугачева Саратовской области» пришли к концу учебного года со следующими результатами:
Высокий уровень – 3,2 (17%)
Средний уровень – 11 (58%)
Низкий уровень – 4,8 (25%)
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы в старшей группе детского сада по развитию умений ориентироваться в пространстве, правильно применять в различных практических ситуациях системы отсчета по основным пространственным направлениям, осознанно ориентироваться как в трехмерном, так и в двухмерном пространстве.
Результаты проведенного анализа эффективности практического педагогического опыта воспитателей старшей группы по формированию у детей знаний и умений в области ориентировки в пространстве, можно представить в графическом виде.
(Смотрите презентацию. Всё отображено в ней)
Проведя опытно – экспериментальное исследование с целью доказательства гипотезы, мы пришли к выводу: продуманная, целенаправленная педагогическая деятельность, включающая специально подобранные дидактические игры, упражнения на ориентировку в пространстве позволили сформировать у детей прочные осознанные знания о различных системах отсчета и практические умения по ориентировке в пространстве. Дети показали значительно более высокие результаты в конце учебного года. Игровая деятельность позволила сделать процесс обучения интересным, занимательным и увлекательным. Педагоги, участники эксперимента умело использовали различные по содержанию игры и придумывали все новые варианты игр и упражнений в зависимости от достигнутого детьми уровня овладения той или иной пространственной ориентировкой, вводили новое дидактическое оборудование, умело включали самостоятельные игры детей в математическом уголке.