Надежда Дятлова
Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.
«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира. Самой важной целью духовно-нравственного развития является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.
Публикация «Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами» размещена в разделах
Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
И так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное образование является первым звеном в этой работе. Только, воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, ее традициям, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям.
Поэтому мы в нашем детском саду «Гвоздичка» и формируем у детей дошкольного возраста первоначальные представлений о традициях и обычаях народов Поволжья, о малой Родине, приобщаем детей к русским народным играм, знакомим с фольклором, вовлекаем детей в художественно-творческую деятельность, развиваем детское творчество, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь.
Помогает нам в этом героиня русских народных сказок – Баба Яга.
Она приходит к нам в гости не только на различные праздники, развлечения, игры, театрализованные представления по мотивам русских народных сказок, но в обычные будни.
Баба Яга играет с детьми в русские народные игры.
• Народная игра «Пятнашки».
Очерчивается круг, играющие встают за кругом. Водящий с метлой в руке становится за линию круга вовнутрь. Дети произносят слова:
«Баба Яга, костяная нога
С печки упала, ногу сломала.
Раз, два, три – лови!»
Дети перепрыгивают через линию в круг и обратно, стараясь, чтобы водящий метлой и не коснулся. Если водящий дотронулся метлой, когда дети находились в кругу, то они выходят из игры и выполняют задания (5 приседаний, 5 прыжков на одной ноге и т. д., после чего возвращаются в игру.
• Русская народная игра «Чай, чай, выручай!»
Выбирается водящий из числа детей. Те дети, которых он коснулся, считаются пойманными. Они встают, широко расставив ноги, руки в стороны и произносят «Чай, чай, выручай!» Любой игрок может выручить пойманного, если он пролезет между его ног.
Усложнение: выбираются двое водящих.
• Народная игра»Вороны и воробьи».
Команда мальчиков «воробьи», команда девочек – «вороны». По команде «Воробьи!» мальчики ловят девочек, по команде «Вороны!» девочки ловят мальчиков. «Осаленные» выходят из игры.
• Народная игра «Жмурки».
«Жмурке» завязывают глаза, отводя на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Где стоишь?
- У столба.
- Что продаешь?
- Квас.
- Ищи три года нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Пойманный им становится «жмурка» только в том случае, если водящий узнает его и назовет по имени. Если не угадает, ему опять придется водить.
Бабушка Яга читает детям русские народные сказки.
Ведь сказки не только знакомят с историей России, русской культурой, обычаями, но и заставляют детей смеяться и сопереживать, волнуясь за героев, учат отличать добро от зла, правду от лжи, дают первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и заслуженном наказании, они заставляют любить окружающий мир.
Даже подарила ребятам книгу «Сказки Бабы Яги».
Часто бабушка рассказывает ребятам о своих «предках», «сестрах».
Бабуля загадывает ребятам загадки, объясняет детям значение пословиц и поговорок, ведь они прославляют землю русскую. В каждой пословице о родине прослеживается огромная любовь к Матушке России:
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Волга — всем рекам мать.
Всякая птица свое гнездо любит.
Всякая сосна своему бору шумит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Где сосна взросла, там она и красна.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Дома и стены помогают.
За морем веселье, да чужое, а нас и горе, да свое.
И полынь на своем корню растет. И собака свою сторону знает.
Каждому свой край сладок.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На родной сторонке и камешек знаком.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родная землица и во сне снится.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Ну, а мы Бабе Яге проводим экскурсию в музей детского сада, рассказываем о городе Новокуйбышевске.
Большую помощь в организации работы по формированию социокультурных ценностей у детей оказывают родители. Они помогают пополнить экспозицию в музее детского сада, участвуют с детьми в организации дней добрых дел, различных фотовыставок, в конкурсах.
И вот совсем недавно придуманная моим воспитанником и его мамой сказка вошла в сборник «Добрые сказки» в книжке – раскраске. К нашей гордости и всеобщей радости на городском творческом конкурсе "Добрая сказка доброго сердца" мы стали лучшими. Главная героиня сказки – всеми любимая Баба Яга!
в том числе со сказками"