Елена Анатольевна Язвенко
Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр»
▼ Скачать +Заказ
Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр
Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрывает содержание образовательной работы, основные методические требования к ее организации, в нем обозначены условия реализации образовательного процесса для достижения максимально эффективного результата.
Публикация «Проект „Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Цель проекта - повышение уровня развития мыслительных процессов у детей 5-7 лет средствами развивающих игр.
Задачи проекта:
анализ нормативной, методической литературы по проблеме формирования навыков мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр;
разработка системы работы с участниками образовательного процесса, направленной на формирование навыков мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр;
обеспечение положительной динамики роста уровня сформированности навыков мыслительной деятельности у детей 5-7 лет; высокого интеллектуального уровня (познавательной активности, инициативности, умения анализировать и делать выводы); познавательного интереса к окружающему миру; высокого уровня развития логического мышления, способности к дифференцированному восприятию; высокого уровня умственных операций анализа и синтеза;
определение возможности развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях как средства формирования навыков мыслительной деятельности;
повышение педагогической компетентности субъектов образовательного процесса, качество совместной работы воспитателей и педагога-психолога в вопросах формирования мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр;
обеспечить преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах формирования мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования:
возможности развивающих игр, их применения в формировании навыков мыслительной деятельности у детей 5-7 лет.
Предмет исследования: процесс формирования навыков мыслительной деятельности у детей 5-7 лет средствами развивающих игр.
Проект опирается на научные принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных задач в совместной и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Новизна опыта состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс формирования мыслительных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто противоречие между теоретической разработанностью проблемы и недостаточным внедрением идей формирования мыслительных способностей старших дошкольников через развивающие игры в практику работы дошкольных учреждений. Обобщены методические рекомендации по формированию навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, а так же по использованию современных дидактических игр.
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
1. Проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс.
2. Использование ИКТ, которые позволяют более красочно показать материал.
3. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
4. Современные технологии математического развития дошкольников, позволяющие активизировать мыслительную деятельность дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Практическая значимость педагогического опыта состоит в том, что систематизирован и разработан учебно-методический комплекс:
перспективное планирование;
комплект наглядных материалов;
конспекты непосредственной образовательной деятельности;
электронные дидактические пособия
методические рекомендации для воспитателей «Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр»;
методические рекомендации «Организация развивающей среды для активизации мыслительной деятельности ребенка»;
методику организации развивающих игр с математическим содержанием;
серию игр и упражнений на развитие логического мышления;
программу дополнительного образовательного кружка «Умные совушки», направленную на развитие логического, алгоритмического и системного мышление;
методические рекомендации «Организация и проведение развивающих занятий».
Ожидаемые результаты - эффекты реализации проекта: Для детей: - положительная динамика роста уровня сформированности навыков мыслительной деятельности, интеллектуального уровня (высокая познавательная активность, инициативность, творчество, умение анализировать и делать выводы);
- проявление познавательного интереса к окружающему миру;
- высокий уровень развития логического мышления;
- способность к дифференцированному восприятию;
- высокий уровень умственных операций анализа и синтеза.
Для родителей: - сформирована активная родительская позиция;
- повышена компетентность родителей в вопросах активизации мыслительной деятельности ребенка;
- активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012г.)
Формы реализации:
Теоретический анализ психологической и педагогической литературы;
Анкеты для родителей: «Нужно ли развивать мыслительную деятельности детей?», «Условия, созданные дома для развития мыслительной деятельности детей»;
Разработка программы «Умные совушки».
Разработка игры-презентации по математике, используя компьютерную технологию.
Разработка диагностического инструментария. Оборудование в группе дидактического уголка по обучению детей математике.
Консультации: «Роль дидактических игр в процессе математического развития детей дошкольного возраста», «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» и т. п.
Беседы.
Родительское собрание с использованием информационно-коммуникационных технологий.
2 этап – основной (декабрь 2012 – февраль - 2014г)
Мониторинг уровня сформированности мыслительной деятельности у старших дошкольников. Наблюдение, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности детей, количественная и качественная обработка полученных результатов.
3 этап – аналитико-обобщающий
(март – май 2014г.)
«День открытых дверей»: просмотр непосредственной образовательной деятельности с детьми;
Реализация дополнительного образования - занятия в кружке «Умные совушки».
Использование игр-презентаций по математике в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности и в работе с родителями.
Создание и функционирование клуба для родителей
Участие в разработке и реализации проектов, презентации результатов.
Оснащение дидактического уголка по обучению детей математике.
Мониторинг уровня сформированности мыслительной деятельности у старших дошкольников.
Анализ компетентности родителей в вопросах активизации мыслительной деятельности ребенка
Список литературы
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2007.
2. Богат В. Развивать творческое мышление/ В. Богат, В. Николаев // Дошкольное воспитание – 2005.
3. Волошина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / В. Г. Горецского. – М. - Белгород, 2005.
4. Волчкова В. Занимательный счет //Дошкольное воспитание. - 2008.
5. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Л А Парамоновой. О. С. Ушаковой. М., 2009.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 2009.
7. Гудкович И. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками/ И. Гудкович. - Ульяновск 2006.
8. Давыдов В. В. Проблема развивающегося обучения/ В. В. Давывов. – М. : Просвещение,2000.
9. Столяр А. А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /. – М., 2009.
10. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника/ О. М. Дьяченко. - М., 2006.
11. Ерофеева Т. И., Павлова Л. И., Новикова В. П. Математика для дошкольников. - М., 2007.
12. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Просвещение, 2007. 13. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. - М. : Гном-Пресс, 2011.
13. Е. А. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л., Логика и математика для дошкольников. - СПб., 2006.