Николаева Наталья
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Публикация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Основная функция связной речи - коммуникативная.
Функция связной речи осуществляется в двух направлениях: диалог и монолог.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Она имеет несравненно сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно и более развернуто, требует длительного предварительного обдумывания.
Для монолога характерны:
• Литературная лексика
• Развернутость высказывания
• Законченность
• Логическая завершенность
Задачи, содержание обучение связной речи.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Методы и приемы обучения диалогу
- Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми;
- Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему;
- Используется прием словесных поручений;
- Эффективный метод – дидактическая игра;
- Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги.
Для диалога характерны:
• Разговорная лексика
• Фразеология
• Кратность
• Недоговоренность
• Обрывистость
• Простые и сложные бессоюзные предложения
• Кратковременное предварительное обдумывание.
Пять основных групп диалогических умений:
- Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно.
- Умение речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, просьба и тд.
- Умение общаться: в паре, коллективе;
- Умение общаться для планирования совместных действий;
- Неречевые (невербальные) умения использование мимики, жестов
В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
В подготовительной группе дети должны помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
СОСТАВЛЯЕМ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ "ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ"
Пример описательного рассказа
Это автобус.
Автобус - наземный вид транспорта, потому что ездит по земле. Его используют для перевозки людей. Такой транспорт называется - пассажирский. Он большой, черно-белового цвета. У автобуса есть кабина с рулем, в которой сиди водитель, салон для пассажиров, четыре колеса, мотор. Чтобы автобус мог двигаться, в бак заливают бензин. Автобус моют на автомойке.