Татьяна Ивановна Рябинина
Обучение детей с общим нарушением речи пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Публикация «Обучение детей с общим нарушением речи пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.
В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированной связной речи, и, как ее компонента – монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с общим нарушением речи (ОНР).
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В. Н., Бородич А. М., Филичева Т. Б., Федоренко Л. П., Тихеева Е. И. и др.).
Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания.
Мнемотехника (с греч. – искусство запоминания) – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.
Мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление,
• зрительную и слуховую память,
• зрительное и слуховое внимание,
• воображение.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет решать следующие задачи:
• развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;
• развивать и у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
• развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
• обучать детей правильному звукопроизношению.
• воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям.
Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:
• использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;
• решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка;
• специальную организацию пространственно-развивающей среды;
• развитие мотивационно-потребительской сферы речевой деятельности;
• взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель).
Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей ОНР очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи, а именно:
• наглядность;
• создание плана высказывания.
В качестве задач развития связной речи (обучение пересказу) у детей были определены следующие:
1. Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.
2. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.
3. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.
4. Формирование планирования развернутых высказываний.
5. Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности.
6. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм.
7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
Работа по обучению детей пересказу включает в себя несколько этапов:
1. Этап развития фразовой речи.
2. Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
3. Самостоятельный пересказ рассказа ребенком. Обучение связному последовательному пересказу наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
4. Пересказ рассказа с элементами творчества. Придумывание название рассказа, сказки. Придумывание фрагмента, части сказки.
5. Пересказ без опоры на наглядный материал (второй год обучения). Обучение связному последовательному пересказу без опоры на наглядный материал.
В основу занятий по обучению пересказу был положен единый алгоритм структуры занятия :
1. Предварительная работа.
Обучение детей замещению реальных предметов на символы.
2. Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению пересказу.
Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). Активизация и обогащение словарного запаса.
3. Закрепление изученного материала в свободное время.
Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки. Упражнять в составлении рассказа с опорой на графический план (индивидуальная работа). Формирование грамматически правильной речи.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей :
• Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
• Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Подход к детям осуществляется индивидуально с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений при составлении пересказа.
Следовательно, можно сделать вывод, что анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.