МААМ-картинки

Обучение детей с общим нарушением речи пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи

Татьяна Ивановна Рябинина
Обучение детей с общим нарушением речи пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Публикация «Обучение детей с общим нарушением речи пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи» размещена в разделах

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированной связной речи, и, как ее компонента – монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с общим нарушением речи (ОНР).

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В. Н., Бородич А. М., Филичева Т. Б., Федоренко Л. П., Тихеева Е. И. и др.).

Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания.

Мнемотехника (с греч. – искусство запоминания) – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.

Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление,

• зрительную и слуховую память,

• зрительное и слуховое внимание,

• воображение.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет решать следующие задачи:

развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;

развивать и у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

• содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;

обучать детей правильному звукопроизношению.

• воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям.

Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;

• решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка;

• специальную организацию пространственно-развивающей среды;

развитие мотивационно-потребительской сферы речевой деятельности;

• взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель).

Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей ОНР очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи, а именно:

• наглядность;

• создание плана высказывания.

В качестве задач развития связной речи (обучение пересказу) у детей были определены следующие:

1. Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.

2. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.

3. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.

4. Формирование планирования развернутых высказываний.

5. Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности.

6. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм.

7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

Работа по обучению детей пересказу включает в себя несколько этапов:

1. Этап развития фразовой речи.

2. Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

3. Самостоятельный пересказ рассказа ребенком. Обучение связному последовательному пересказу наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

4. Пересказ рассказа с элементами творчества. Придумывание название рассказа, сказки. Придумывание фрагмента, части сказки.

5. Пересказ без опоры на наглядный материал (второй год обучения). Обучение связному последовательному пересказу без опоры на наглядный материал.

В основу занятий по обучению пересказу был положен единый алгоритм структуры занятия :

1. Предварительная работа.

Обучение детей замещению реальных предметов на символы.

2. Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению пересказу.

Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). Активизация и обогащение словарного запаса.

3. Закрепление изученного материала в свободное время.

Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки. Упражнять в составлении рассказа с опорой на графический план (индивидуальная работа). Формирование грамматически правильной речи.

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей :

• Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

• Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Подход к детям осуществляется индивидуально с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений при составлении пересказа.

Следовательно, можно сделать вывод, что анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Публикации по теме:

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте На шестом году развития ребенка продолжается совершенствование всех сторон речи. Все чище становится произношение все развернутей фраза,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей с общим нарушением речи пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи
Опубликовано: 20 января 2015 в 11:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей с общим нарушением речи пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ивановна Рябинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД