Лучший педагог года

Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников»

Aльфия Гаффарова
Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель педсовета :

• Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:

-Обновить научно - методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований;

Публикация «Педагогический совет по теме: „Формирование связной речи у дошкольников“» размещена в разделах

-расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве;

-углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;

-побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному языку;

-преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

Объясните понятие РЕЧЬ (исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка, которая представляет собой систему фонематических и семантических средств и правил общения.)

Речь –это сложная функциональная система, опирающаяся на совместную деятельность особых зон коры головного мозга.

"Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :

Речь педагога должна быть четкой, ясной, полной, грамматически правильной;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед совершенствует и речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их, то есть те навыки и умения, которые были получены на логопедических занятиях.

Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых умений и навыков. Перед воспиталем группы детей с ОНР стоят коррекционные и общеобразовательные задачи.

Овладение воспитателем методами и приёма обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию и формированию речи дошкольников.

На занятиях рекомендуется использовать следующие приё мы и методы: объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала (который должен быть реалистичным, целесообразным, соответствовать возрастным особенностям, речевые упражнения, самостоятельная оценка собственной и сверстников речевой деятельности.

Выделяют следующие виды НОД по обучению детей рассказыванию по картине:

- составление описательного рассказа по предметной картине;

- составление описательного рассказа по сюжетной картине;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту;

- составление рассказа с элементами творчества;

- завершение рассказа по готовому началу;

- прослушивание текста и нахождение в нём смысловых ошибок;

- составление рассказа – описания о любимой игрушке, или той игрушки, о которой мечтаешь или которую хочешь получить в подарок.

У детей формируются умения и навыки по описанию события, указывая место и время действия, придумывание того что было и того что ещё будет. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

Для коллективных рассказов необходимо подбирать картины с достаточным по содержанию материалом, в данном виде детской деятельности формируется и развивается чувства коллективизма.

в логической последовательности, находить в текстах опорные слова.

Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и зависит от содержания, условий и форм общения ребёнка с окружающими.

Связная речь - это особая форма коммуникативной деятельности. У детей с ОНР это форма сама не формируется, это проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.

Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Итог

Одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому, очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Наше семинарское занятие мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:

• Красно поле пшеном, а беседа (умом).

• Каков разум, таковы и (речи).

• Коротка речь и ясна – оттого и ….(прекрасна).

• Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам).

• Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо (думать).

• Краткость – сестра (таланта).

• Кто ясно мыслит, тот ясно (излагает).

Публикации по теме:

Педагогический совет «Формирование у дошкольников классификационных навыков» Классификация – (clfssik – разряд, facere – делать) – осмысленный порядок вещей, явлений, деление на разновидности согласно каким-либо важным.

Педагогический совет в форме деловой игры «Обучение связной речи детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» детский сад комбинированного вида. Педагогический совет в форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 1 июня 2015 в 20:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Aльфия Гаффарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД