Людмила Ширнина
Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах».
[bТип проекта:[/b] практико – ориентированный
• по характеру координации проекта: в рамках занятий по развитию речи, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром; в режимных моментах.
• по характеру участия: ребёнок – педагог – родитель.
• по количеству участников: групповой.
Публикация «Педагогический проект „Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
• по продолжительности: долгосрочный
Целевая группа: дети старшей группы.
Цель: использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности, способствуя повышению развития речи у дошкольников на разных возрастных этапах.
Задачи:
• способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
• способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
• развивать умения работать по образцу, по правилам, расширять и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
• создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с коллегами и родителями детей.
Актуальность:
«Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»
Аритстотель.
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельной семьи и всей нации, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо тог, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.
Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.
Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный – изучение и анализ подобранного материала.
2. Основной – реализация проекта – шаги проекта.
3. Заключительный – результат проделанной работы.
1 этап – сентябрь – ноябрь 2013 год
• Осуществить теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме;
• Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в развитии у дошкольников связной речи – Большова Т. В. «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. 2005год. Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»/ Дошкольное воспитание. 1990год. №10 стр. 16 – 21. Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников – 2014 год №13
2 этап – ноябрь 2013 – апрель 2014 год
• Составление перспективного плана работы по развитию связной речи у дошкольников средствами мнемотехники – см. приложение;
• Разработка серии конспектов НОД с использованием метода моделирования;
• Изготовление мнемотаблиц, мнемодорожек,мнемоквадратов;
• Открытый показ НОД с презентациями для коллективного просмотра;
• Обмен опытом на педагогических сайтах;
• Организация консультаций для коллег.
3 этап - май 2014 год
• Анализ педагогической работы за год;
• Отчёт по самообразованию – самоанализ;
• Оформление результатов.
Ожидаемые результаты
Дети:
1. Улучшение показателей связности речи;
2. Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
3. Развитие психических процессов (различных видов памяти, мышления, внимания);
4. Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.
Педагоги:
1. Повышение профессионального мастерства;
2. Овладение проектной деятельностью;
3. Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники;
4. Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.
Родители:
1. Потребность в сотрудничествами с ДОУ;
2. Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми дома.
Ссылки и источники:
1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СП. 2005 год.
2. Верхушев А. А., Кочемасова Е. Е., «Здравствуй мир» Москва «Баланс» 2000 год;
3. Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Москва «Баланс». 2002 год Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память/ Ребёнок в детском саду. 2004 год. №2 – стр. 59