Галина Красникова
Формирование самостоятельности мышления у детей 5–7 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование самостоятельности мышления у детей 5 – 7 лет с ЗПР.
У детей с ЗПР несформированна общая способность к учению, а именно - саморегуляция.
Несформированность саморегуляции не дает возможности движения вперед. Это означает, что ребенок не может выполнять правила в процессе работы, достигать результата, находить ошибки, а следовательно, и исправлять их. Это незаметная на первый взгляд способность к учению, сама собой развивающаяся у обычных ребят, вырастает у детей с ЗПР в глобальную проблему, перед которой «па-суют» все сформированные специальные и технические умения и навыки. Главное звено формирования саморегуляции – это интерес!
Публикация «Формирование самостоятельности мышления у детей 5–7 лет с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Интерес – это «витамин» деятельности, та главная, неуловимая добавка, которая служит двигателем всякого дела. К примеру, если детей с нормальным развитием привлекает сама деятельность и тот результат, которого можно достичь, им это интересно, и у них все получается, то у детей с ЗПР устойчивого интереса к самой деятельности в подавляющем большинстве случаев нет. Такого ребенка чрезвычайно трудно заинтересовать, он ситуативен, загорается на минутку и тут же гаснет, не удерживает внимание. Как же дать ребенку тот самый «витамин» под названием «интерес»? В чем он содержится? Какая должна быть дозировка?
Если вызвать интерес, включается внимание ребенка и его желание («хочу»). Это предполагает самостоятельный контроль выполняемой работы и саморегуляцию. Как следствие - более полное и прочное усвоение знаний, умений и навыков и их использование на практике («могу»). Мобилизация сил для достижения качественного результата приводит к усилению желания («хочу еще»). И вся эта це-почка повторяется, но уже на более высоком уровне. Важно видеть интерес ребенка в развитии и управлять им.
Что касается «упаковки витамина», существуют разные ее формы. В небольших дозах «витамин интереса» можно давать в виде сюрпризных и игровых моментов, оригинальной подачи материала, сказочных ситуаций, необычных форм работы, таких как участие в конкурсах, коллективных проектах. Эти виды «упаковок» необходимы и эффективны, однако это все же лишь яркие фантики, они вызывают интерес к ситуации. Но цель - заинтересовать содержанием деятельности. И наиболее эффективным средством, как оказалось, стала проблемная ситуация. Проблемные ситуации помогают детям превратиться из пассивных наблюдателей в активных исследователей, участвующих по собственному желанию в поисковой деятельности. Ребята самостоятельно добывают знания, размышляют, а следовательно, и усваивают их прочно, поскольку приобретают собственный опыт, появляется осознанность всего процесса деятельности и отдельных промежуточных действий. Проблемная ситуация - ключ к развитию самостоятельности мышления, поскольку проблема (в данном случае специально созданная, которая встает перед ребенком, требует разрешения.
Как создать проблемную ситуацию:
1. Необходимо учитывать такую особенность детей с ЗПР, как низкий уровень развития мышления. Наиболее развитым является наглядно- действенное мышление, следовательно, на него и надо опираться, продумывая задачи, направленные на поисковую деятельность. Она должна быть ручная с опорой на наглядный материал, с использованием речевых и логических задач. Необходимо учесть имеющие представления ребенка и запас знаний.
2. В проблемной ситуации должна быть четкая задача, ориентирующая на поисковую деятельность. Следует продумать вопросы, шаги помощи для детей разных уровней (для каждого определенная «дозировка» интереса).
3. Погружая детей в проблемную ситуацию, нельзя торопить с ответами, надо дать время подумать.
Проблемные ситуации могут различаться по степени сложности, решение может быть быстрым или растянутым во времени (требующим длительной опытнической, экспериментальной работы).
Виды занятий, используемые при работе с детьми:
диагностические;
обучающие;
развивающие;
на закрепление пройденного материала.
Таким образом, разрабатывая систему коррекционных занятий для детей 5-7 лет с трудностями развития необходимо учитывать и особенности формирована у них саморегуляции, и степень самостоятельности мышления, и условия пoявления интереса.