Приложение МААМ

Формирование самостоятельности мышления у детей 5–7 лет с ЗПР

Галина Красникова
Формирование самостоятельности мышления у детей 5–7 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование самостоятельности мышления у детей 5 – 7 лет с ЗПР.

У детей с ЗПР несформированна общая способность к учению, а именно - саморегуляция.

Несформированность саморегуляции не дает возможности движения вперед. Это означает, что ребенок не может выполнять правила в процессе работы, достигать результата, находить ошибки, а следовательно, и исправлять их. Это незаметная на первый взгляд способность к учению, сама собой развивающаяся у обычных ребят, вырастает у детей с ЗПР в глобальную проблему, перед которой «па-суют» все сформированные специальные и технические умения и навыки. Главное звено формирования саморегуляции – это интерес!

Публикация «Формирование самостоятельности мышления у детей 5–7 лет с ЗПР» размещена в разделах

Интерес – это «витамин» деятельности, та главная, неуловимая добавка, которая служит двигателем всякого дела. К примеру, если детей с нормальным развитием привлекает сама деятельность и тот результат, которого можно достичь, им это интересно, и у них все получается, то у детей с ЗПР устойчивого интереса к самой деятельности в подавляющем большинстве случаев нет. Такого ребенка чрезвычайно трудно заинтересовать, он ситуативен, загорается на минутку и тут же гаснет, не удерживает внимание. Как же дать ребенку тот самый «витамин» под названием «интерес»? В чем он содержится? Какая должна быть дозировка?

Если вызвать интерес, включается внимание ребенка и его желание («хочу»). Это предполагает самостоятельный контроль выполняемой работы и саморегуляцию. Как следствие - более полное и прочное усвоение знаний, умений и навыков и их использование на практике («могу»). Мобилизация сил для достижения качественного результата приводит к усилению желания («хочу еще»). И вся эта це-почка повторяется, но уже на более высоком уровне. Важно видеть интерес ребенка в развитии и управлять им.

Что касается «упаковки витамина», существуют разные ее формы. В небольших дозах «витамин интереса» можно давать в виде сюрпризных и игровых моментов, оригинальной подачи материала, сказочных ситуаций, необычных форм работы, таких как участие в конкурсах, коллективных проектах. Эти виды «упаковок» необходимы и эффективны, однако это все же лишь яркие фантики, они вызывают интерес к ситуации. Но цель - заинтересовать содержанием деятельности. И наиболее эффективным средством, как оказалось, стала проблемная ситуация. Проблемные ситуации помогают детям превратиться из пассивных наблюдателей в активных исследователей, участвующих по собственному желанию в поисковой деятельности. Ребята самостоятельно добывают знания, размышляют, а следовательно, и усваивают их прочно, поскольку приобретают собственный опыт, появляется осознанность всего процесса деятельности и отдельных промежуточных действий. Проблемная ситуация - ключ к развитию самостоятельности мышления, поскольку проблема (в данном случае специально созданная, которая встает перед ребенком, требует разрешения.

Как создать проблемную ситуацию:

1. Необходимо учитывать такую особенность детей с ЗПР, как низкий уровень развития мышления. Наиболее развитым является наглядно- действенное мышление, следовательно, на него и надо опираться, продумывая задачи, направленные на поисковую деятельность. Она должна быть ручная с опорой на наглядный материал, с использованием речевых и логических задач. Необходимо учесть имеющие представления ребенка и запас знаний.

2. В проблемной ситуации должна быть четкая задача, ориентирующая на поисковую деятельность. Следует продумать вопросы, шаги помощи для детей разных уровней (для каждого определенная «дозировка» интереса).

3. Погружая детей в проблемную ситуацию, нельзя торопить с ответами, надо дать время подумать.

Проблемные ситуации могут различаться по степени сложности, решение может быть быстрым или растянутым во времени (требующим длительной опытнической, экспериментальной работы).

Виды занятий, используемые при работе с детьми:

диагностические;

обучающие;

развивающие;

на закрепление пройденного материала.

Таким образом, разрабатывая систему коррекционных занятий для детей 5-7 лет с трудностями развития необходимо учитывать и особенности формирована у них саморегуляции, и степень самостоятельности мышления, и условия пoявления интереса.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» .

Опыт работы «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности посредством применения методов ТРИЗ» Содержание 1. Введение… историческая справка…. 2. Актуальность педагогического опыта….

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное.

Формирование образного мышления и развитие творческой активности в процессе музыкально-ритмической деятельности Уважаемые педагоги, хочу поделиться своим опытом работы, который был представлен мною коллегам-музыкальным руководителям в помощь по формированию.

Консультация «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста» Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность,.

Формирование экологического мышления. Сценарий кукольного спектакля «Экологическая сказка «Белоснежка и семь гномов» В современном сложном, многообразном, динамичном, мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб.

Консультация «Развитие самостоятельности у детей 2–3 лет» .

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников» В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

Формирование культуры мышления — одно из условий развития современного ребенка Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического общения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самостоятельности мышления у детей 5–7 лет с ЗПР
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 16:32
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование самостоятельности мышления у детей 5–7 лет с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Галина Красникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД