Рассказова Елена Александровна
Консультация «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование мышления у детей с нарушениями в развитии по методике Е. А. Стребелевой».
Одним из наиболее важных направлений в коррекционно-развивающей работе, является развитие мыслительной деятельности детей. У детей с нарушениями в развитии часто отмечаются проблемы в развитии психических процессов. Мыслительная деятельность формируется с задержкой. Зачастую дети испытывают трудности при решении тех или иных задач, не всегда могут самостоятельно обобщить свой опыт повседневного действия с предметами –орудиями, имеющими фиксированное значение, а значит, затрудняются использовать его при решении новых задач, то есть, у них отсутствует перенос способа действия.
Публикация «Консультация „Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Также отмечу, что многие из детей с трудом ориентируются в условиях проблемной практической задачи. Решая ту или иную задачу, дети прибегают преимущественно к методу проб и ошибок, зачастую повторяя пробы в неизменном виде и, соответственно, получая один и тот же неверный результат. Кроме того, многие из детей отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. Ведь речь выполняет организующую и регулирующую функцию, которая позволяет ребенку планировать свои действия. У большинства детей такая потребность почти не возникает, поэтому для них характерна недостаточная связь между практическими действиями и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознаны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно. Кроме того, страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно и по-иному.
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Этот процесс заключается в познании человеком действительности с помощью мыслительных операций-анализа, синтеза, суждений…
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных вида мышления : наглядно-действенное (от 1-3хлет, наглядно-образное (3-5лет, словесно-логическое (5-7лет). Следует отметить, что во времени они последовательно сменяют и дополняют друг друга как раз в данной последовательности.
Наглядно-действенное мышление- познание с помощью манипулирования предметами/игрушками. Этот вид мышления носит практический/действенный характер и неотделим от предметной деятельности ребенка. Ребенок на практике решает примитивные задачи: вертит, тянет, открывает, нажимает и т. д. Здесь практически ребенок выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.
Наглядно-образное мышление -способность оперировать конкретными образами предметов при решении задач. На этом этапе ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно/наглядно представить, что будет, если он совершит какое-то действие. Этот процесс тесно связан с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы представления.
Словесно-логическое мышление -познание с помощью понятий, слов, рассуждений. Это наиболее сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными понятиями, выраженными словами.
На своих коррекционно-развивающих занятиях по формированию мышления у детей, мы активно используем методику Е. А. Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Эта методика является наиболее эффективной и результативной для наших воспитанников (категория детей с особыми образовательными потребностями). Ее использование позволяет сформировать у ребенка взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом. Перед тем, как начинать работу по формированию мышления, предварительным этапом является развитие восприятия у ребенка. Это очень важно в коррекционной работе. Если этот процесс сформирован достаточно, делаем первые шаги к развитию мышления. Крайне важно помнить, что наглядно-действенное мышление является первой ступенью развития мыслительной деятельности у ребенка. Система наших занятий строится от ребенка, от уровня его развития на данный момент и с учетом его возможностей в ближайшем будущем. Занятия проводятся как индивидуально, так и с группой (не более 3-х человек). Коррекционно-развивающая работа ведется поэтапно-от простого к сложному.
Прежде всего, мы учим детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение, а также, подражать действиям взрослого. Например, задания: «Перевезем игрушки», «Построим забор».
Далее мы знакомим детей с различными вспомогательными средствами. Например, задание: «Достань ключик».
Теперь создаем ситуацию, при которой в поле зрения ребенка находится несколько предметов и из них надо выбрать наиболее походящий по величине, форме, назначению. Например, задание: «Покорми кролика».
На следующем этапе, включаем задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению. Очень важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями. Например, задание: «Полей цветок», «Как построить поезд».
Не менее важное направление-формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, понимание последовательности событий, изображенных на картинке. Например, задания: «Семья», «Утро мальчика».
Последовательно переходим к формированию обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, развитию ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию. Например, задания «Посади огород», «Лево-право».
Следующие задания направлены на формирование умений находить игрушку по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем мире. Например, задания «Кто где живет?», «Найди мальчика».
Далее мы учим детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы в одну группу на основе общих признаков. Например, задания: «Последовательность», «Подбери недостающую фигуру», «4-й лишний».
Целью последующих заданий является формирование количественных представлений, включая элементы логического мышления, установление причинно-следственных связей, формирование понимания скрытого смысла. Например, задания: «Кто старше?», «Что перепутал художник?».
Хочу отметить, большое внимание мы уделяем речевой составляющей упражнений. Дело в том, что в процесс решения проблемных задач поэтапно должна включаться речь ребенка. На начальном этапе действовать целенаправленно помогает ребенку речь педагога, которая дает возможность ребенку осознавать собственные действия. Затем постепенно ребенок должен сам делать отчет о своих действиях.
Систематическая коррекционно-развивающая работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, развитию личностных качеств, а в сущности, к их социализации.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что методика Е. А. Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии», стала хорошим дополнением в работе по формированию мыслительной деятельности у детей. При оценке знаний и умений мы учитываем факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе.
Автор: Рассказова Елена Александровна
Учитель-дефектолог отделения ОРНОУФВЗ «Можайского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».